Использование человеческих ресурсов в профессиональной деятельности педагога. Часть 3.

Использование человеческих ресурсов в профессиональной деятельности педагога. Часть 2.

Для приобретения и совершенствования необходимого профессионализма нужно детально знать структуру педагогической деятельности и владеть связанной с ней системой практических умений и навыков. В работах Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина и А.И.Щербакова выделяются следующие виды деятельности:

  1. Диагностическая- изучение учащихся, установление уровня их воспитанности и особенностей познавательной деятельности и поведения;
  2. Ориентационно-прогностическая- умение учителя на основе знания особенностей и уровня воспитанности учащихся определять цели, задачи и направление предстоящей учебно-воспитательной работы;
  3. Конструктивно-проектировочная- учитель, определив цели и задачи предстоящей учебно-воспитательной работы, моделирует и детализирует содержание, формы и методы ее осуществления.
  4. Организаторская- вовлечение учащихся в намеченную учебно-воспитательную работу;
  5. Информационно-объяснительная- педагог является источником знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей;
  6. Коммуникативно-стимулирующая- влияние учителя на умение общаться, воздействовать на учащихся своей личностью, поддерживать с ними гуманно-доброжелательные отношения, вселять в них уверенность в успехе, проявлять заботу, душевную теплоту и искренность в сочетании с тактичной требовательностью;
  7. Аналитико-оценочная- постоянный анализ проводимой учебно-воспитательной работы, выделение в ней положительных сторон и недочетов, в сравнении достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечалось осуществить, что позволяет вносить необходимые коррективы в процесс обучения и воспитания;
  8. Исследовательско-творческая- применение педагогической теории требует от учителя применения педагогического творчества.

Профессиональные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности проявляются в их совокупности, поскольку учитель как личность, активно действующий субъект педагогического взаимодействия- это целостная сложная система. Эта система может рассматриваться как некоторый обобщенный психологический портрет учителя, метафорическая форма обобщенного личностно-профессионального образа учителя. Как подчеркивает К.Леви, «роль учителя ясная, определенная, однозначная, но… сколько она содержит в себе ролей скрытых, неявных, к какому множеству других имеет сродство, тяготение». Приводимая далее схема ролевого репертуара учителя показывает, что в процессе обучения учитель может играть различные роли.

Рекомендуем другие статьи:

 

Использование человеческих ресурсов в профессиональной деятельности педагога. Часть 3.

Ролевой репертуар учителя (по В.Леви).

Таким образом, знание личностных качеств как человеческих ресурсов современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствуют стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

 

Библиография.

1. Андреева И.В. Педагогика и психология.- СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004.- 256с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А.Зимняя.- 3-е изд., пересмотр.- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.- 448с.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебное пособие / В.Г.Крысько.- 5-е изд., стер.- Москва: Омега-Л, 2007.- 368с.: ил., табл.

4. Ревская Н.Е. Психология и педагогика: Краткий конспект курса лекций- СПб.: ООО «Издательство «Альфа», 2001.- 304с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 9-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 576с.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *