Исторический краеведческий материал в начальной школе

Л.А. НЕДОСЕЙКИНА, Т.В. ПОПОВА,

учителя начальных классов, Малиновская школа, с. Красногорское, Алтайский край

В настоящее время в обществе отмечается повышенный интерес к возрождению духовности, изучению культуры своего народа, истории страны, малой родины.

Реализация воспитательного потенциала изучаемых в школе предметов, решение задач духовно-нравственного воспитания требуют обращения к историческому краеведческому материалу. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей об истории родного края, тем сильнее будет их душевная привязанность к родной природе и земле, тем действеннее будет любовь к своему народу.

Корни человека — в истории и традициях его народа, в прошлом родного края. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружба между народами. У любого народа, по словам казахского писателя Мухтара Шаханова, должны быть обязательно, кроме родителей, четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история.

Анализируя знания учащихся по краеведению, мы пришли к выводу, что школьники недостаточно знают об истории своей малой родины, в частности, о прошлом и настоящем коренного народа Красногорского района — кумандинцах. Так возникла идея разработать программу по историческому краеведению «Наши корни». Целью программы является ознакомление учащихся с историко-культурным наследием кумандинского народа. Работа по программе «Наши корни» обеспечивает осознание младшими школьниками своей связи с окружающим их «малым» миром, формирует чувство сопричастности к делам и традициям земляков; воспитывает гражданственность и патриотизм. Учащиеся получают личностно значимые ценностные ориентиры в контексте самореализации в условиях района, осваивают в процессе поиска краеведческого материала навыки информационной культуры (включая навыки работы в сети Интернет).

Рассматриваемое в рамках данного курса историческое пространство непосредственно связано с реальной жизнью ребенка, его родителей, знакомых. Осваивая это пространство, он начинает осознавать себя частью окружающего его мира, представителем своего народа.

На конкретных примерах учащиеся знакомятся с прошлым кумандинцев, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики узнают, как в ходе исторических событий у кумандинцев формировалось осознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

Они пытаются понять причины проявлений враждебности в отношении друг к другу и продумать меры по их предотвращению.

Занятие историческим краеведением помогает учащимся уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Краеведение как часть национально-регионального компонента охватывает следующие направления работы по изучению родного края:

  • историко-краеведческое (изучение жизни, обычаев, культуры коренного народа);
  • эколого-краеведческое (формирование экологической культуры подрастающего поколения на местном материале);
  • военно-историческое (ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов о земляках — участниках различных военных событий).

Значение реализации образовательной программы «Наши корни» заключается в выстраивании системы формирования у школьников знаний исторического краеведения, обеспечивающей их готовность и способность к дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности, саморазвитию.

Отличительной особенностью нашей программы является ее практическая направленность: формирование краеведческой культуры происходит через вовлечение школьников в поисковую, исследовательскую, творческую деятельность, в коммуникативное взаимодействие.

Организация проектно-исследовательской деятельности формирует навыки учебного сотрудничества, и тогда вместо взаимодействия по схеме «учитель — ученик» появляется другая модель — «исследователь — исследователь». При этом реализуется индивидуальный подход, позволяющий эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания.

Используемые нами формы и методы краеведческой работы дают обучающимся возможность самостоятельно искать пути решения возникающих проблем. Занятия по возможности переносятся из класса в ту среду, которая в данный момент изучается. Предпочтение отдается экскурсиям, целевым прогулкам, играм, праздникам на воздухе.

Создавая условия для раскрытия индивидуальности ребенка через включение его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. В проектно-исследовательской деятельности по краеведческой тематике акценты с пассивного накопления обучающимися суммы знаний смещены на овладение ими способами деятельности, что формирует у учащихся начальной школы ключевые компетенции.

В процессе работы с историческим материалом создаются условия для совершенствования у детей умений и навыков интеллектуального труда, развития наглядно-образного мышления, воображения, памяти, речи, элементов теоретического мышления.

Включение краеведческого компонента в содержание образования способствует воспитанию у школьников любви к Родине, чувства гордости за героические свершения и созидательный труд своих земляков, бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры. Краеведческий компонент является важным средством формирования духовно-нравственной сферы школьников.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
  • Красногорский район: история и современность / Сост. В.А. Иванов. Барнаул: ОАО «Алтайский Дом печати», 2008. 500 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  • Щеглова Т.К. История Алтайского края. Барнаул, 2004.

Похожие статьи:

  • Изучение родного края во внеурочное время Е.В. КОЛЯДА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, школа № 4, г. Ярцево, Смоленская область «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию […]
  • Использование человеческих ресурсов в профессиональной деятельности педагога. Часть 3. Использование человеческих ресурсов в профессиональной деятельности педагога. Часть 2. Для приобретения и совершенствования необходимого профессионализма нужно детально знать структуру […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №5) Почему мы так говорим? (Часть №4) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ДУША В ПЯТКИ УШЛА (у кого-то). Кто-то очень испугался.Вспомним одного «храброго» зайца. […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №6) Почему мы так говорим? (Часть №5) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ЗАПАДАТЬ В ДУШУ (кому-то, что-то). Что-то производит сильное впечатление. Охотники, […]
  • В. А.Сухомлинский и современность. Часть №1. В. А.Сухомлинский и современность К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста В.А. САХАРОВ, кандидат педагогических наук, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара Современные процессы […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №7) Почему мы так говорим? (Часть №6) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ИСПИТЬ ГОРЬКУЮ ЧАШУ (до дна). Много страдать, испытать до конца все не­счастья. «Перед […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *