Изучение родного края во внеурочное время

Е.В. КОЛЯДА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории, школа № 4, г. Ярцево, Смоленская область

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это — самый массовый вид науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники». «Краеведение — прекрасная школа воспитания гражданственности». Эти высказывания Д.С. Лихачева как нельзя лучше говорят о роли краеведческой работы в воспитании патриотов своей малой родины, а в конечном итоге — граждан своей страны.

Нами накоплен опыт работы с младшими школьниками по изучению родного края в процессе внеурочной деятельности, которая осуществляется нами по четырем содержательным линиям: «Тепло отчего дома», «Моя малая родина», «Наши традиции», «Мы и природа».

Ниже представлено основное содержание и формы работы по каждому из этих направлений.

Содержательная линия «Тепло отчего дома» включает знакомство учащихся с происхождением их имен и имен их близких родственников, отношениями родства в семье, обязанностями детей в семье; исследование предметного мира, который их окружает в доме, квартире; изучение истории вещей, хранящих память о предыдущих поколениях.

Изучение истории своей семьи эффективно лишь при условии, что родители, бабушки и дедушки являются помощниками детям и учителю.

Мероприятия, организованные совместно с родителями, способствуют сплочению членов семьи, воспитанию у ребенка чувства гордости за свою семью, осознанию им своей принадлежности к определенной социальной группе (ты — член семьи). Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и их сохранению, помогает укреплению связей между поколениями.

Семьи учеников принимают участие в подготовке и проведении беседы «Кто такие наши предки?», ролевой игры «Мои семейные обязанности», выставки «Золотые руки моей семьи», собрания «Я горжусь своей семьей», занятия «Мой дом — моя крепость».

С огромным интересом учащиеся выполняют задания по сбору воспоминаний своих бабушек и дедушек, их знакомых.

На одном из совместных с родителями занятий они с трепетом представляют историю самой дорогой для каждого члена своей семьи вещи. Если эту вещь невозможно принести в класс, то дети или родители могут ее нарисовать или сфотографировать.

Демонстрируя семейный раритет или его изображение, учащиеся рассказывают историю появления памятной вещи в семье и о событиях, связанных с ней.

При подготовке занятия «Их именами и делами гордится наша семья» учащиеся с помощью родителей составляют свою родословную, отбирают фотографии, пишут сочинения о своих родных, об их профессиональных и личностных достижениях, увлечениях, о семейных традициях.

Анкетирование родителей может вносить коррективы в план внеурочной работы по краеведению. Так, один из опросов выявил проблему наличия у некоторых учащихся обидных прозвищ по фамилии, что послужило импульсом для совместной с родителями коллективной творческой работы «Защита фамилии».

Результаты внеурочной деятельности по направлению «Тепло отчего дома» отражаются в альбоме «Наша общая семья», куда помещаются рисунки, фотографии, сочинения детей и родителей.

Содержательная линия «Моя малая родина» предусматривает знакомство учащихся с историей Ярцевского района; его географией, климатом, подземными ископаемыми, животным и растительным миром, культурой и хозяйственной деятельностью жителей. Они получают первичные представления о культуре и христианстве; традициях народов, населяющих их малую родину; узнают о героических подвигах своих земляков в годы Великой Отечественной войны.

Младшие школьники отправляются в очные и заочные путешествия по Смоленской области. Они работают с географической картой; знакомятся с символами нашего города и области, выполняют разнообразные творческие задания. Большой интерес вызывает у них работа над сочинением «Чтобы ты рассказал и показал другу, впервые приехавшему в твой город?», рисование на тему «Улица, на которой я живу», оформление стенгазеты «По улицам города» и альбома «Великая Отечественная война в моем городе».

В процессе этой работы у учащихся формируется эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, возникает желание узнать больше о своем крае, стремление заботиться о его процветании.

Большую роль во внеурочной деятельности по изучению родного края играют пешеходные прогулки по улицам, экскурсии на предприятия, участие в культурно-просветительских мероприятиях, посещение памятных мест. Они позволяют учащимся напитаться яркими впечатлениями о своей малой родине, ближе познакомиться с ее достопримечательностями, улицами и жилыми домами, общественными зданиями, узнать об их истории и современном культурном значении.

По названиям улиц можно изучать историю своей страны. Так, одна из улиц нашего города носит имя братьев Шаршановых — Василия, Павла, Петра, Михаила и Ивана. Во время пешеходной прогулки по этой улице учащиеся узнают, что братья Шаршановы воевали с немецко-фашистскими захватчиками и четверо из них погибли, защищая Родину.

Во время экскурсий по родному городу внимание учащихся обращается на поэтичность и благозвучность названий многих улиц: Садовая, Парковая, Сенная, Набережная, Прибрежная, Цветная, Первомайский Ручей, Южная, Восточная, Полевая, Запольная, Степная, Нагорная.

Во время экскурсий расширяются знания учащихся о содержании труда работников социальной сферы и его значении для местных жителей. При этом школьники учатся ориентироваться на улицах города, осваивают правила дорожного движения, нормы поведения в общественных местах.

Очень важный момент — подведение итогов экскурсий. Учащиеся отражают свои впечатления в сочинениях, рисунках, отчетах.

При формировании представлений о составных частях города нами используется прием «оживления» — сопоставления.

Город — «живой». Он, как все живое, рождается. Он состоит, подобно живому существу, из множества «клеточек» — домов, улиц. У города есть имя, возраст, лицо, наряд, характер, память. Главное богатство города — его жители, которые создают материальные и духовные ценности, и все вместе пользуются этими богатствами. В названиях улиц, в памятниках и на мемориальных досках город хранит память о важных событиях в своей истории и о горожанах, известных во всей России или даже во всем мире. Сопоставление города с живым существом помогает детям осознать важность составных частей города, уникальность его облика, необходимость бережного отношения к нему.

Результатом работы по направлению «Моя малая родина» является коллективная работа — рукописная книга «Что такое моя малая родина?».

Реализация в краеведческой работе направления «Наши традиции» начинается с посещения первоклассниками школьного музея, экспонаты которого они будут изучать на протяжении всех лет обучения в школе, вплоть до ее окончания.

Традиционными являются ежегодные тематические экскурсии в школьный музей («Слава тебе, солдат!», «Быт русской деревни», «Литературное краеведение»). После каждой экскурсии ученики делают записи о своих впечатлениях. По итогам посещения проводятся мини-викторины по содержанию экскурсий, причем вопросы могут составить сами дети.

Предусмотрено знакомство школьников с традицией наших земляков обустраивать город и приобщение к ней через участие в благоустройстве и озеленении прилегающей к школе территории.

Важной местной традицией является ежегодное празднование Дня космонавтики, ведь Ю.А. Гагарин, первый человек, полетевший в космос, — уроженец Смоленской области, наш земляк.

Осуществление краеведческой работы в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает ее социальную значимость. Ко Дню защитника Отечества приурочено занятие «Наши земляки&воины», ко Дню Победы — исследование «Великая Отечественная

война и улицы нашего города», к Масленице — праздник «Проводы зимы». Участвуя в подготовке и проведении этих мероприятий, школьники изучают значительный объем материала краеведческой направленности и активно приобщаются к нашим местным и российским традициям.

Реализация еще одной содержательной линии краеведческой работы — «Мы и природа» — предусматривает изучение природы родного края, развитие экологического мышления во время прогулок и экскурсий в природу, через практическую деятельность учащихся (заготовка корма для птиц, подкормка их в зимнее время, изготовление и развешивание кормушек и т.п.). На занятиях, которые проводятся после практических работ и экскурсий, систематизируются и обобщаются полученные на них знания, делаются важные выводы экологического характера, принимаются решения, связанные с подготовкой и проведением мероприятий по защите и охране родной природы.

Важную роль в развитии экологического мышления младших школьников играет их участие в подготовке письма-обращения к землякам от лица природы. Благодаря такой работе учащиеся начинают осознавать глубину и сложность экологических проблем своего региона, у них при этом формируется нравственный запрет наносить ущерб природе.

Осуществление краеведческой работы в рамках направления «Мы и природа» связано с выполнением индивидуальных и групповых заданий исследовательского характера, например, заданий исследовать чистоту воздуха, изучить состояние растительности в тех районах города, где живут учащиеся. Предусмотрено также создание плакатов, рисунков, написание мини-сочинений, составление экологических прогнозов, свода правил поведения в различных природных сообществах, разработка экологических проектов.

Кроме уже названных форм краеведческой работы, ежегодно проводятся конкурсы и олимпиады по краеведению, выставки творческих работ («Памятники города Ярцева», «Весна на моей улице», «Природа города в опасности!» и др.). Интересной формой работы является создание фотоколлекции «Наш край».

Для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении краеведческого материала нами подготовлены презентации «Памятные места города Ярцева», «Лен», «Награды Смоленщины», «Проводы зимы», «Первый космонавт».

Хорошим приемом привлечения родителей к краеведческой работе с детьми является использование презентаций при проведении родительских собраний. Живой интерес у родителей вызвали наши авторские презентации «Осень глазами детей», «Зима в нашем парке», «Изучаем историю. Освобождение Ярцева», «Что мы можем сделать из природного материала?».

Результаты краеведческой работы систематически отражаются в классном уголке. Учащиеся, в семьях которых выписывают местные газеты и журналы, следят за выпуском в них материалов краеведческого характера. Они собирают такой материал и размещают его в рубрике «Это интересно».

К этой работе подключаются и родители учащихся. В рубрике «Подумай» учащиеся находят кроссворды, ребусы, загадки. Классный уголок оформлен снимками с замечательными видами нашего города, сделанными учениками и членами их семей.

Чтобы работа по краеведению велась круглый год, на каникулы дети получают задания, связанные с проведением опытов на приусадебном участке, наблюдениями за природой и др. Так накапливается интересный материал, который используется на внеклассных мероприятиях.

Наш опыт показывает, что осуществление краеведческой работы во внеурочное время располагает большими возможностями для патриотического воспитания учащихся. Краеведческие знания помогают по-новому взглянуть на привычные вещи, и они стремятся еще больше узнать о своей семье, городе, крае, стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *