Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №1.

Н.В. АКИНИНА,
преподаватель средней школы № 24, г. Старый Оскол

В условиях возрастающего интереса к изучению иностранного языка детьми дошкольного и младшего школьного возраста остро стоит проблема подготовки специалистов в этой области.

Идеи обучения и развития детей средствами иностранного языка для науки не новы  Их можно встретить в педагогическом наследии Я. А. Коменского, Д. Дидро, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, М. Монтессори; в России — от просветительских реформ Петра I, русской классической педагогики К.Д. Ушинского до работ Л.С. Выготского, А.Г. Зоргенфрей и др., экспериментальных исследований В.С. Гинзберг, Т.А. Чистяко­вой и др., разработчиков методики преподавания иностранного языка Г.А. Китайгород­ской, Е.С. Ильиной, А.А. Миролюбова, А.П. Старкова и др., методики подготовки учителя М.З. Биболетовой, Л.И. Бим, Н.Д. Гальсковой, в работах по развитию личности дошкольника и младшего школьника Н.А. Малкиной, В.К. Симкина и др.

Общепризнан огромный личностно-формирующий потенциал раннего обучения. Оно развивает лингвистические способности обучающихся: вербальный интеллект, языковую рефлексию, аналитические способности  память, языковую интуицию. В настоящее время основная цель обучения иност­ранному языку формулируется следующим образом: «Развитие способностей школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира» (2).

Чтобы быть на уровне современных требований  учитель, преподающий иностранный язык в начальной школе, должен иметь не только теоретические знания, но и обладать системой профессиональных умений, которые обеспечат успешное осуществление основных педагогических функций обучающего младших школьников иностранному языку. Учитель должен постоянно совершенствовать свое педагогическое и профессиональное мастерство, самостоятельно осуществляя поиск научно-педагогической и лингвистической информации, овладевая ею и применяя ее в своей деятельности. (1)

До настоящего времени наблюдается несоответствие между целями развития разговорной речи на уроке иностранного языка и уровнем профессиональной компетенции будущего учителя в развитии разговорной речи учащихся начальной школы. Наблюдения за деятельностью студентов и начинающих учителей обнаруживают неумение учи­теля определить трудности усвоения учащимися фонетических, лексических и грамматических единиц и построить объяснение с учетом этих трудностей, а также неумение верно отреагировать на ошибки учащихся в процессе закрепления лексико-грамматического материала.

В этой связи необходимо рассмотреть современные подходы к обучению и развитию младших школьников средствами иностранного языка.

На обучение иностранным языкам оказывает влияние психология бихевиоризма, изучающая поведение человека как совокупность реакций на внешние стимулы; когнитивизм, подчеркивающий значение правильной и научно обоснованной организации учебного материала; коммуникативный подход, призванный обеспечить овладение языком как одним из важнейших средств общения.

В обучении иностранным языкам имеется ряд подходов, обращенных к личности учащихся. Личностно-деятельностный подход (И.А. Зимняя) организует процесс обучения как учебную деятельность субъекта; личностно-ориентированная модель создает условия для самовыражения и саморазвития учащихся; личностно-гуманный подход заключается в том, чтобы сделать ребенка соратником в его обучении и воспитании. Учитель не просто передает знания, а прежде всего создает атмосферу чуткости, дружелюбия, взаимного уважения.

Опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом, результаты обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста доказывают правомерность и эффективность раннего обучения иностранным языкам  Следует назвать требования, предъявляемые к учителю, обучающему детей иностранному языку в начальной школе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердический А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку. — Москва, Выс­шая шк., 1989. — 103 с.
  2. Верещагина И.Н. Новый УМК для школ с углубленным изучением английского языка, ли­цеев, гимназий, колледжей и старших групп детских садов\\ Иностранные языки в школе. — 1998. — № 6. — C. 48-54.
  3. Захарченко И.А. Дидактические основы построения системы личностного развития млад­шего школьника средствами иностранного языка. Дис. кан.пед.наук. — Ростов н/Д. — 1998. — 212 с.
  4. Карташова В.Н. Педагогические условия подготовки студентов к обучению дошкольников иностранному языку. Дис.кан.пед.наук. — М., 1998. — 170 с.
  5. Концепция дошкольного воспитания. В кн.: Дошкольное образование в России. Сборник дей­ствующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М.: АСТ, 1996. — 336 с.
  6. Леонтьев А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время // Иностранные языки в школе. — 1991. — № 5. — C. 22-23.
  7. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. — С. 401.
  8. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1995. — № 5. — C. 13-18.
  9. Рогова Г.В., Сахарова Т.Е. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания иностранного языка детям раннего возраста // Иностранные языки в школе. — 1990. — № 6. — C. 78-82.
  10. Сафонова В.В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 1. — C. 2-7.
  11. Чистякова Т.А. Методика обучения французскому языку в детских садах. Дис. канд. пед. наук. — М., 1964. — 245 с.

Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *