Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №2.

Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №1.

Н.В. АКИНИНА,
преподаватель средней школы № 24, г. Старый Оскол

Учитель, обучающий иностранному языку младших школьников, должен соответствовать требованиям, разработанным Н.И. Гез, Е.А. Маслыко, К.И. Саломатовым, С.Ф. Шатиловым, и должен осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: обучать иностранному языку, воспитывать и развивать учащихся средствами данного предмета; проводить воспитательную деятельность за рамками занятий; осуществлять учебно-методическую работу, в том числе изучение и обобщение опыта преподавания иностранного языка; распространять психолого-педагогические знания среди родителей.

При рассмотрении общих требований к учителю, выдвигаемых различными учеными, нас привлекают требования Л.И. Бим (4) к учителю, преподающему иностранный язык в начальной школе:

  1. стремление максимально реализовать систему обучения, заложенную в УМК;
  2. наличие развитого мышления, умения выделить главные задачи и последовательно решать их;
  3. поиски путей реализации своей деятельности, специфичных именно для обучения иностранному языку (широкое применение раздаточного материала в целях компенсации отсутствия иноязычной среды и создания вербальных и невербальных опор; усиление самоконтроля, а также индивидуализация обучения, то есть интенсификация учебного процесса с помощью эффективных средств и приемов работы);
  4. усиление коммуникативной направленности обучения — широкое использование ситуативных упражнений и таких специфических приемов работы, которые воздействуют на эмоциональную сферу учащихся;
  5. правильное сочетание работы над языковым материалом в целях формирования фонетических, лексических, грамматических знаний и умений с работой по развитию основных видов речевой деятельности, что составляет специфическую трудность при обучении иностранным языкам;
  6. преодоление диспропорции в обучении отдельным видам речевой деятельности;
  7. последовательное соединение обучения и воспитания.

Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова (9) утверждают, что положительный результат раннего обучения зависит от профессионализма учителя. Педагог, обучающий школьников разговорной речи на иностранном языке, должен знать:

  • особенности психологического и анатомо-физиологического развития детей до-школьного и младшего школьного возраста;
  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • современные психологические методы развития творческих способностей;
  • теоретические основы обеспечения единства умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания детей;
  • психолого-педагогическую концепцию развивающего обучения;
  • программы и пособия, цели и задачи раннего обучения иностранным языкам;
  • основные направления в теории и практике обучения иностранным языкам в раннем возрасте в отечественной и зарубежной методике.

На основе анализа литературы по проблеме подготовки будущих учителей к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке нами было определено, что вопросы совершенствования подготовки будущих учителей обсуждаются с большой заинтересованностью. Успешное решение сложных задач обучения, воспитания и развития школьников в решающей мере зависит от учителя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры, профессионально-педагогической компетентности.

Для включения учителя в учебную деятельность нужна специальная подготовка, но это не «новая профессия», а один из структурных компонентов труда учителя начальных классов. Мы стремимся показать процесс превращения учителя в педагога, творчески работающего с детьми начальной школы с целью формирования их эмоционально-волевой готовности изучать иностранный язык.

Нами разработан теоретико-практический методический курс как вариативная модель улучшения качества подготовки будущих учителей к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Основные компоненты курса: спецкурс «Подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке» и спецпрактикум «Научно-методические основы и практическая подготовка будущих учителей к овладению педагогическим мастерством обучения иностранной речи младших школьников».

Теоретико-практический курс предполагает ознакомление студентов с современной методикой обучения иностранному языку, нацеливает на перспективное развитие и активизацию методического мышления студентов, позволяет создать необходимую базу для формирования у будущих учителей умений и навыков по обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке, для овладения студентами основами педагогического мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердический А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку. — Москва, Выс­шая шк., 1989. — 103 с.
  2. Верещагина И.Н. Новый УМК для школ с углубленным изучением английского языка, ли­цеев, гимназий, колледжей и старших групп детских садов\\ Иностранные языки в школе. — 1998. — № 6. — C. 48-54.
  3. Захарченко И.А. Дидактические основы построения системы личностного развития млад­шего школьника средствами иностранного языка. Дис. кан.пед.наук. — Ростов н/Д. — 1998. — 212 с.
  4. Карташова В.Н. Педагогические условия подготовки студентов к обучению дошкольников иностранному языку. Дис.кан.пед.наук. — М., 1998. — 170 с.
  5. Концепция дошкольного воспитания. В кн.: Дошкольное образование в России. Сборник дей­ствующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М.: АСТ, 1996. — 336 с.
  6. Леонтьев А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время // Иностранные языки в школе. — 1991. — № 5. — C. 22-23.
  7. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. — С. 401.
  8. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1995. — № 5. — C. 13-18.
  9. Рогова Г.В., Сахарова Т.Е. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания иностранного языка детям раннего возраста // Иностранные языки в школе. — 1990. — № 6. — C. 78-82.
  10. Сафонова В.В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 1. — C. 2-7.
  11. Чистякова Т.А. Методика обучения французскому языку в детских садах. Дис. канд. пед. наук. — М., 1964. — 245 с.

Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №3.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *