Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №3.

Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №2.

Н.В. АКИНИНА,
преподаватель средней школы № 24, г. Старый Оскол

Формой спецкурса «Подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке» являются лекции  на которых рассматриваются вопросы, посвященные фундаментальным основам и актуальным проблемам обучения детей иностранному языку в начальной школе, уточняются, расширяются и обогащаются знания студентов.

В ходе проведения лекционного курса последовательно раскрывается переход от теоретических положений к их конкретной методической реализации. В то же время лекция — это специально организованная совместная деятельность преподавателя и студента по приобретению последним новых знаний. До лекции студентам предлагаются задания проблемного характера и они самостоятельно изучают материал. На лекции подготовленная информация обсуждается, дополняется и обобщается под руководством преподавателя. Второй компонент содержания подготовки будущих учителей — это профессионально-ориентированная подготовка, представленная спецпрактикумом. Нами разработана система занятий, которая включает в себя комплекс методических заданий и упражнений  направленных на обеспечение методической подготовки будущих учителей  Предлагаемый спецпрактикум позволяет углубить методическую подготовку студентов  вооружить их необходимыми знаниями в области современных подходов к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке, сформировать умения и навыки, необходимые для преподавания иностранного языка в начальной школе, совершенствовать методическую подготовку студентов в соответствии с современными стандартами. В качестве основных форм реализации профессиональной подготовки студентов к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке мы предлагаем традиционные формы организации учебного процесса: семинарские, лабораторные и практические занятия, каждое из которых направлено на формирование методических и профессиональных умений и навыков. Каждое семинарское занятие ставит цель более глубокого рассмотрения, изучения и анализа вопросов лекции. Кроме того, предусматривается обязательное конспектирование методической литературы (преимущественно статьей из журнала « Иностранные языки в школе») с целью ознакомления студентов с новыми педагогическими технологиями и передовым опытом методической работы. Продолжением семинарских занятий являются лабораторные занятия. Профессиональную подготовку только тогда можно считать успешной, если знания воплощены в умения. Поэтому лабораторные занятия оказывают помощь студентам в отработке необходимых методических действий, тренировке в их выполнении на материале определенной школьной темы. Для каждого лабораторного занятия разработана система заданий исследовательского характера, которые способствуют более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному совершенствованию навыков и языковому развитию, требуют самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний. Например, задания к третьему лабораторному занятию формулируются следующим образом: Составьте «фонетическую зарядку» на английском языке. Подготовьте комплекс игр, позволяющих отработать лексический материал по темам «Животные», «Моя семья». Разработайте группу упражнений для отработки и применения грамматической структуры I have got. Для введения и отработки звуков студенты придумывают сказки и истории. Собирается картотека стихотворений, рифмовок и песен на английском языке. Стихотворения и песни содержат необходимый фонетический материал, элементы коммуникативной грамматики, клише разговорного языка. Они легко запоминаются, просты и динамичны. Для отработки звука [ж] используются рифмовки:

If you, Sandy, have two candies, Give one candy to Andy , Sandy. If you, Andy, have two candies, Give one candy to Sandy, Andy. Where are you going to, my little cat? I’m going to town to buy a hat! What? A hat for a cat? A cat in a hat? Who ever saw a cat in a hat?

Звук [эu] закрепляется в следующей рифмовке:

Oh, no, don’t go home alone, nobody knows how lonely the road is.

Аналогичным способом тренируются и другие звуки. Для формирования фонетического навыка, совершенствования фонематического слуха также применяются иг­ры, например, игра «Назови слово». Учитель бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук. Участники возвращают мяч, называя слово с этим звуком: [ei] — name, [ж] — cat, [эи] — go, [p] — pen, [t] — tiger и т.д. К лабораторным занятиям студенты подбирают языковые игры, которые предназначаются для формирования произносительных  лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений. Приведем примеры игр, подготовленных студентами к третьему лабораторному занятию. Для закрепления лексического материала по теме «Животные» используется игра «Загадай слово». Ведущий загадывает животное (выбирает какую-либо картинку с изображением животного и вешает ее на обратную сторону доски). Учащиеся пытаются отгадать, задавая общий вопрос: Is it an elephant? Is it a dog? После изучения слов, обозначающих цвет, игра усложняется: Is it a white rabbit? Is it a brown bear? Ученик, угадавший правильно загаданное животное, становится ведущим.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердический А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку. — Москва, Выс­шая шк., 1989. — 103 с.
  2. Верещагина И.Н. Новый УМК для школ с углубленным изучением английского языка, ли­цеев, гимназий, колледжей и старших групп детских садов\\ Иностранные языки в школе. — 1998. — № 6. — C. 48-54.
  3. Захарченко И.А. Дидактические основы построения системы личностного развития млад­шего школьника средствами иностранного языка. Дис. кан.пед.наук. — Ростов н/Д. — 1998. — 212 с.
  4. Карташова В.Н. Педагогические условия подготовки студентов к обучению дошкольников иностранному языку. Дис.кан.пед.наук. — М., 1998. — 170 с.
  5. Концепция дошкольного воспитания. В кн.: Дошкольное образование в России. Сборник дей­ствующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М.: АСТ, 1996. — 336 с.
  6. Леонтьев А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время // Иностранные языки в школе. — 1991. — № 5. — C. 22-23.
  7. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. — С. 401.
  8. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1995. — № 5. — C. 13-18.
  9. Рогова Г.В., Сахарова Т.Е. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания иностранного языка детям раннего возраста // Иностранные языки в школе. — 1990. — № 6. — C. 78-82.
  10. Сафонова В.В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 1. — C. 2-7.
  11. Чистякова Т.А. Методика обучения французскому языку в детских садах. Дис. канд. пед. наук. — М., 1964. — 245 с.

Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №4.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *