Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №4.

Некоторые аспекты подготовки учителя к обучению младших школьников разговорной речи на иностранном языке. Часть №3.

Н.В. АКИНИНА,
преподаватель средней школы № 24, г. Старый Оскол

Игра «Волшебный зоопарк» применяет­ся для контроля изученной лексики. Учени­ки приносят на урок цветные карандаши. Учитель дает задание: «Draw a red fish», «Draw a pink cat», «Draw a yellow wolf».

Ученики рисуют животных, а потом сверя­ют друг с другом результаты.

Игра на развитие памяти и внимания «What is missing?». Учитель размещает на своем столе различные предметы (это могут быть игрушки, школьные принадлежности и т.д.), названия которых уже известны уча­щимся. Ученики рассматривают предметы в течение одной минуты и стараются запом­нить их. Потом учитель накрывает стол бу­магой, убирает один или несколько предме­тов, снимает бумагу и задает вопрос: What is missing? Дети называют отсутствующие предметы.

На тренировку лексического материала по теме «Семья» и закрепление граммати­ческой структуры I have got предлагается следующая игра. Ученики приносят фото­графии своей семьи. Один ученик выходит с фотографией к доске, остальным нужно угадать, кто изображен на фотографии. Тренируем вопрос с грамматической структурой I have got. Например, на фото­графии изображены бабушка и дедушка. Участники игры поочередно задают во­просы: Have you got a brother? — No, I haven’t. Have you got a grandmother? — Yes, I have. Have you got a grandfather? — Yes, I have.

Последний угадавший перечисляет всех: You have got a grandmother and a grand­father и становится ведущим.

На развитие лексического навыка пред­лагается игра «Назови рифму». Один из играющих называет любое слово (лучше короткое). Второй участник игры должен назвать слово, рифмующееся с первым, следующий добавляет еще слово в рифму. Выигрывает тот, кто подыскивает рифму последним.

Игра «Больше слов» рассчитана на акти­визацию употребления лексики по изучен­ным темам. Образуются две команды. Зада­ние: назвать как можно больше слов на за­данную команде букву. Выигрывает та ко­манда, которая назовет большее количество слов.

Игра «Назови действие» также исполь­зуется на активизацию употребления в речи лексического материала. Ведущий мимикой и пантомимой изображает какое-либо дей­ствие. Остальные ученики угадывают, что он делает, задавая вопрос: Do you skate? Do you run? и т.д. Или можно изображать ка­кое-либо животное (совершать различные действия, характерные для этого животно­го). Участники игры задают ведущему во­просы: Are you a fox? — No, I’m not и т.д. Угадавший становится ведущим.

На закрепление лексики по пройденным темам можно использовать игру: «Послед­няя буква». Образуются две команды. Уче­ник из первой команды называет слово, уча­стники второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается пер­вое слово, и т.д. Выигрывает та команда, ко­торая последней назовет слово: tiger — red — dog — go — open и т.д.

К каждому лабораторному занятию сту­денты тщательно готовят наглядный мате­риал. Задания к третьему лабораторному за­нятию: Подобрать наглядный материал по темам «Животные», «Моя семья» (картин­ки, игрушки, плакаты и т.д.). Подготовить наглядные изображения грамматической структуры I have got.

Предлагаемая нами система заданий требует не просто воспроизведения матери­ала, а нацеливает на самостоятельный от­бор студентами нужных упражнений, лек­сики, стихотворений и т.д. Усвоение иност­ранного языка младшими школьниками ха­рактеризуется как процесс не однолинейно поступательный, а противоречивый, если он не учитывает внутренних законов дви­жения ученика. Разрабатывая спецпракти­кум, мы были равноозабочены как выявле­нием возможностей и потребностей обуче­ния иностранноми языку в начальной шко­ле, так и созданием в процессе обучения ус­ловий для их реализации.

Педагогическая деятельность будущего учителя начальных классов — это единство теоретического и практического компонен­тов, поэтому важным элементом подготов­ки будущего учителя к обучению младших школьников иностранному языку являются практические занятия в школе.

Знаниями и умениями, необходимыми для работы с младшими школьниками, сту­денты могут овладеть только в процессе применения их на практике и использова­ния в различных условиях и педагогиче­ских ситуациях. В контексте нашего иссле­дования практические занятия студентов в начальной школе призваны: 1) установить оптимальные связи между педагогической теорией и практикой обучения младших школьников иностранному языку; 2) на­учить ставить и творчески решать конкрет­ные педагогические задачи; 3) использо­вать теоретические знания в практической деятельности; 4) развивать у студентов по­требность в методическом самообразова­нии, прививать им интерес к научно-иссле­довательской работе по вопросам методи­ки обучения младших школьников иност­ранному языку.

Привлекая студентов к решению кон­кретных методических задач, проведению практических занятий в школе, мы добива­емся того, что профессиональная подго­товка учителя становится теоретико-прак­тической. С первых этапов работы студен­ты учатся выполнению профессиональных действий: обдумыванию задач обучения и воплощению их в уроке, отбору дидакти­ческого материала, выбору оптимальных приемов обучения, грамотному формули­рованию заданий и вопросов и т.д. Практи­ческие занятия способствуют развитию творческого мышления студентов, форми­рованию у них нестандартного подхода к педагогическому труду, гуманизации педа­гогической деятельности.

Итак, в ходе подготовки будущих учите­лей к преподаванию иностранного языка в начальной школе введение на соответству­ющих этапах обучения спецкурса и спец­практикума в дополнение к теоретическим курсам психолого-педагогических и линг­вистических дисциплин в определенной ме­ре может содействовать более эффективной подготовке студентов к работе в начальной школе, обеспечивать действительную го­товность будущих учителей к осуществле­нию обучения младших школьников разго­ворной речи на иностранном языке.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердический А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку. — Москва, Выс­шая шк., 1989. — 103 с.
  2. Верещагина И.Н. Новый УМК для школ с углубленным изучением английского языка, ли­цеев, гимназий, колледжей и старших групп детских садов\\ Иностранные языки в школе. — 1998. — № 6. — C. 48-54.
  3. Захарченко И.А. Дидактические основы построения системы личностного развития млад­шего школьника средствами иностранного языка. Дис. кан.пед.наук. — Ростов н/Д. — 1998. — 212 с.
  4. Карташова В.Н. Педагогические условия подготовки студентов к обучению дошкольников иностранному языку. Дис.кан.пед.наук. — М., 1998. — 170 с.
  5. Концепция дошкольного воспитания. В кн.: Дошкольное образование в России. Сборник дей­ствующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М.: АСТ, 1996. — 336 с.
  6. Леонтьев А.А. Коммуникативность: пришло или прошло ее время // Иностранные языки в школе. — 1991. — № 5. — C. 22-23.
  7. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. — С. 401.
  8. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 1995. — № 5. — C. 13-18.
  9. Рогова Г.В., Сахарова Т.Е. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания иностранного языка детям раннего возраста // Иностранные языки в школе. — 1990. — № 6. — C. 78-82.
  10. Сафонова В.В. Иностранный язык в двуязычном образовании российских школьников // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 1. — C. 2-7.
  11. Чистякова Т.А. Методика обучения французскому языку в детских садах. Дис. канд. пед. наук. — М., 1964. — 245 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *