О некоторых лингво-математических закономерностях детской речи. Часть №1.

М. РУКК,
аспирант МПГУ, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальным классах

Важность и необходимость изучения детского языка неоднократно подчеркивались различными учеными. Объясняется это в первую очередь его особенностями: «Детский язык представляет из себя эволюцию языка, направляемую воздействием языка окружающей среды… Усвоение родного языка по отношению ко многим группам языковых явлений происходит со строгой закономерностью и характеризуется у разных детей одними и теми же чертами» (1)[1]. Хорошо развитая речь — показатель интеллектуального развития[2] и гарантия успешного обучения в будущем, поскольку оно основывается на таких действиях, как чтение и письмо. Знания о том, как протекает процесс становления речи ребенка, позволит скорректировать, уточнить наши представления о процессе эволюции сложившихся языковых систем.

Несмотря на то, что математика и лингвистика — понятия, казалось бы, несовместимые, у них есть свои точки соприкосновения. В исследованиях языка лингвисты все чаще опираются на математические методы, которые помогают им не только описывать, но и объяснять, а также воспроизводить лингвистические явления: «тот, кто всегда что-нибудь по-настоящему считает или измеряет, …приобретает объективные знания. «Объективные» означает здесь такие знания, которые могут быть переданы с необходимостью соответствия» (7, с. 8). По словам Б.Н. Головина, «одним из реальных оснований применения статистики в изучении языка и речи нужно признать объективную присущность языку количественных признаков, количественных характеристик» (2, с. 11).

В данной статье нам хотелось бы рассмотреть некоторые лингво-математические закономерности детской речи[3], которые на основании экспериментального подтверждения можно назвать законами.

Распределение длин слов

Если определить слово орфографически, т.е. как непрерывную цепочку графем, ограниченную пробелами или знаками препинания, его длину измерять количеством слогов, а количество слогов в слове определять как равное числу гласных, то можно увидеть следующую закономерность: частота, с которой слова определенной длины встречаются в тексте, зависит от более коротких слов (например, число трехсложных слов зависит от числа двусложных и т.п.; чем больше в тексте односложных слов, тем меньше в нем «места» для двусложных и т.д.), а между словами различной длины имеется определенное соотношение.

Ю. Тулдава отмечал, что в текстах, относящихся к различным стилям, наблюдается различное соотношение слов различной длины (11, с. 100). Таким образом, это соотношение может помочь отнести детские тексты к тому или иному стилю.

Важное следствие для методики родного языка состоит также в возможности вывести формулу легкости восприятия текста. Подобные формулы были выведены для английского и немецкого языков. Так, для английского языка она имела следующий вид (6):

RE = 206.835 — 0.846 wl — 1.015 sl, где

RE — легкость текста,

wl — средняя длина слов в слогах,

sl — средняя длина предложений в словах.

Полученные с помощью этой формулы данные соотносились со шкалой, согласно которой стиль текста варьировался от очень сложного до очень легкого. К сожалению, нам не встречались формулы легкости восприятия текста, выведенные для русского языка. Подобная формула, как и знание распределения длин слов, могла бы принести большую пользу как при составлении книг для чтения, так и при составлении, например, диктантов.

Распределение ранга-частотности

Закон Ципфа: для слов в частотном словаре, распределенных согласно их частотности, т.е. когда самое частотное получает 1-й ранг и т.д., действует закон r х f = C, т.е. произведение ранга (r) и частотности (f) является константой (5) — описывает очень хоро­шо промежуточные ранги, однако для очень частотных и для очень редких слов наблюдаются отклонения, которые тем не менее можно описать с помощью так называемого распределения Ципфа — Мандельброта (формулу не приводим для краткости). Данное распределение является хорошо исследованным языковым законом, подтвержденным и для других форм коммуникации (в том числе музыки).

При рассмотрении всех слов, использованных в разных текстах, легко заметить одну закономерность: лишь очень малое количество слов используется очень часто, зато многие слова используются редко (4). Отчасти это может проиллюстрировать список распределения слов по частоте употребления, составленный на основе текстов, написанных по нашей просьбе 7-летними детьми (табл. 2).

О некоторых лингво-математических закономерностях детской речи. Часть №1.

Кроме того, совершенно справедливо отмечается, что в случае с часто встречающимися словоформами речь идет об одних и тех же элементах: это личные местоимения, союзы, предлоги и т.п. (8). Данное наблюдение может быть использовано при составлении диктантов или словарей-минимумов для начальной школы, поскольку при этом важно знать, где в действительности лежит граница между часто и редко используемыми словами, и то, какие слова дети реально используют, особенно учитывая тот факт, что младшие школьники пишут в основном о том, что связано со школой. Конечно, последнее — не достаточное, но необходимое условие для работы.

О некоторых лингво-математических закономерностях детской речи. Часть №2.

О некоторых лингво-математических закономерностях детской речи. Часть №3.

Источник: ORBIZ.BY


[1] Цифра в скобках указывает на порядковый номер из «Списка литературы» в конце статьи. (Прим. ред. — Н.Ф.)
[2] См., например, работы А.Р. Лурия, Н.И. Жинкина, Д.Б. Эльконина и др.
[3] См. K.-H. Best. Quantitative Linguistik. Eine Annaherung. — Gottingen. — 2000.

Похожие статьи:

  • Учим таблицу умножения Т.Б. КАЗАЧКОВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе, школа № 163 Г.Н. ХАРИНА, учитель начальных классов, школа № 35, […]
  • Исторический краеведческий материал в начальной школе Л.А. НЕДОСЕЙКИНА, Т.В. ПОПОВА, учителя начальных классов, Малиновская школа, с. Красногорское, Алтайский край В настоящее время в обществе отмечается повышенный интерес к возрождению […]
  • Изучение родного края во внеурочное время Е.В. КОЛЯДА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, школа № 4, г. Ярцево, Смоленская область «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию […]
  • В. А.Сухомлинский и современность. Часть №2. В. А.Сухомлинский и современность К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста В.А. САХАРОВ, кандидат педагогических наук, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара В. А.Сухомлинский и […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №7) Почему мы так говорим? (Часть №6) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ИСПИТЬ ГОРЬКУЮ ЧАШУ (до дна). Много страдать, испытать до конца все не­счастья. «Перед […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №1) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ Как часто фразеологизмы русского языка помогают ярко отразить внутреннее (психическое) состояние человека, мир его переживаний […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *