О некоторых лингво-математических закономерностях детской речи. Часть №3.

О некоторых лингво-математических закономерностях детской речи. Часть №1.

О некоторых лингво-математических закономерностях детской речи. Часть №2.

Списки используемой лексики

Используемая нами программа обработки данных позволяет также получить списки словоформ, использованных в детских текстах, с указанием их частотности. Один из них, представляющий собой все собранные нами тексты семилетних детей, приводим здесь. К сожалению, доступный нам вариант программы работает только с латиницей, в связи с чем возникла необходимость представить детские тексты в этом виде. Таблица транслитерации приведена ниже (табл. 3).

 

Пояснения к таблице 4. В таблице даны полные тексты детских сочинений. В пер­вой колонке они приведены практически в том виде (включая исправления), в каком мы их получили. Для обработки статистиче­скими программами тексты были немного модифицированы. К сожалению, необходи­ма и дальнейшая литературная обработка этих текстов. Аналогичные данные для дру­гих возрастных групп здесь не приводятся для краткости.

О некоторых лингво-математических закономерностях детской речи. Часть №3.

Данные таблицы позволяют сделать некоторые выводы о речевых трудностях, испытываемых детьми-авторами. Тем самым, возможно, они могут помочь, например, учителям, психологам, дефектологам.

Таким образом, в данной статье была сделана попытка рассказать читателям о некоторых математических методах исследования речи вообще, указать определенные возможности применения их для исследования детской речи, в частности. Автор будет благодарен за любые предложения и идеи о возможностях использования данных закономерностей в методике преподавания языка.

Автор выражает признательность сотрудникам университетов г. Трир, Геттинген и др. (Германия) и лично профессору доктору Р. Келеру за помощь в проведении данного и других исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Евоздев А.Н. Значение изучения детского языка для языкознания // Вопросы изучения дет­ской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 7-30.
  2. Еоловин Б.Н. Язык и статистика. — М.: Просвещение, 1971.
  3. Altmann G., Wagner K.R. Das Type-Token-Verhaltnis in der Kindersprache // Wagner K.R. (Hrsg.). Kindersprachstatistik. (Kindersprache; Bd.6). — Essen: Verlag Die Blaue Eule, 1992. — S. 35-44.
  4. Augst G. 1st die regressive Struktur des Wortgebrauchs ein Argument fur den Rechtschreibgrundwortschatz (RGW)? // Wagner K.R. (Hrsg.). Wortschatz-Erwerb. Arbeiten zur Sprachanalyse 6. — Bern: Peter Lang Verlag, 1987. — S. 115 ff.
  5. Best K.-H. Quantitative Linguistik. Eine Annaherung. — Gottingen. — 2000.
  6. Flesch R. A new readability Yardstick. // Journal of applied psychology. Vol. 32, № 3, June, 1948. — P. 221-233.
  7. Fucks W. Nach allen Regeln der Kunst. — Stuttgart: Deutsche Verlagsanstalt, 1968.
  8. Hesse H., Hesse B. Wortschatze der Grundschule. Probleme ihrer Beschreibung // Wagner K.R. (Hrsg.). Wortschatz-Erwerb. Arbeiten zur Sprachanalyse 6. — Bern: Peter Lang Verlag, 1987. — S. 82-101.
  9. Schach E. Empirische Eigenschaften der TTR bei ausgewahlten Texten // Wagner K.R. (Hrsg.). Wortschatz-Erwerb. Arbeiten zur Sprachanalyse 6. — Bern: Peter Lang Verlag, 1987. — S. 102-114.
  10. Schach E. Statistische Aspekte linguistischer Datenverarbeitung // Wagner K.R. (Hrsg.). Kindersprachstatistik. (Kindersprache; Bd.6). — Essen: Verlag Die Blaue Eule, 1992. — S. 25-34.
  11. Tuldava J. Probleme und Methoden der quantitative-systemischen Lexikologie // Quantitative linguistics. Vol. 58. — Trier: Wissenschaftlicher Verlag Trier, 1998.
  12. Wagner K.R. Alphabetisches Verzeichnis einiger Fachausdrncke der Kindersprachstatistik // Wagner K.R. (Hrsg.). Kindersprachstatistik. (Kindersprache; Bd.6). — Essen: Verlag Die Blaue Eule, 1992. — S. 11-24.
  13. Wagner K.R. u.a. Der Steilungsgrad dreier Fibeln // Wagner K.R. (Hrsg.). Kindersprachstatistik. (Kindersprache; Bd.6). — Essen: Verlag Die Blaue Eule, 1992. — S. 57-73.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *