Почему мы так говорим? (Часть №1)

Г.М. СТАВСКАЯ,
кандидат филологических наук, доцент МПГУ

Как часто фразеологизмы русского языка помогают ярко отразить внутреннее (психическое) состояние человека, мир его переживаний и характер отношений с другими людьми.

БЕЗ ПАМЯТИ (кого-то любить). Любить глубоко и преданно.

«Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше». Ш. Перро.

Немного странное выражение, не правда ли? Причем тут память, да еще которой нет. В том-то и секрет этого выражения, что если любишь кого-то, то память как будто и не нужна: забыть того, кого любишь, невозможно.

БЫЛА НЕ БЫЛА! Сделаю попытку!

Мчатся собаки за медвежонком.
И вдруг на пути медвежонка — скала!
Тут нечего думать, быта не была!
Успел на скалу медвежонок залезть,
Хотя быг на время убежище есть.

С. Михалков.

Медвежонок не уверен, что успеет взобраться на скалу, но другого пути к спасению от собак у него не было, и он бросается на скалу. Вот в чем смысл этого выражения — это возглас отчаяния!

БУДЬ ЧТО БУДЕТ. Готов к любому результату.

«Бельчонок, разумеется, не рассчитал: допрыгнуть до опушки с березы он не мог…. Просто, видно, бельчонок с отчаяния прыг­нул: будь что будет!» В. Бианки.

Рекомендуем другие статьи:

В этом возгласе очень эмоционально выражена полная готовность ко всему, что бы ни случилось. Это достигается формой по­велительного наклонения будь! «Пусть будет, что будет».

ВОТ ЕЩЕ. Не хочу, не стану это делать.

«Эдакий злой дядька, — прошептал Гек. — Давай, Чук, мы с тобой ему что-нибудь скажем. — Вот еще! — отказался Чук». А. Гайдар.

«А ты не врешь? — спросил Алик Соро­кин. — Вот еще! Стану я врать». Н. Носов.

Это выражение, очень распространен­ное в речи школьников, ярко отражает настроение собеседника и его реакцию на речь говорящего. Оно является, вероятно, частью «внутреннего» предложения собеседника, например, «вот еще что придумал» — нет, не буду это делать»; или «вот еще что подумал про меня, а я совсем не такой».

ВПАСТЬ В НЕМИЛОСТЬ. Потерять доброе отношение со стороны своих друзей.

Когда в классе появилась новенькая, разряженная девочка, то

Все другие девочки
Впали вдруг в немилость.
Парни от принцессы!
Не отводят глаз.

Э. Успенский.

Слово милость означает доброе, внимательное отношение, а немилость значит, что такого отношения уже нет.

Почему мы так говорим? (Часть №2)

Похожие статьи:

  • Исторический краеведческий материал в начальной школе Л.А. НЕДОСЕЙКИНА, Т.В. ПОПОВА, учителя начальных классов, Малиновская школа, с. Красногорское, Алтайский край В настоящее время в обществе отмечается повышенный интерес к возрождению […]
  • Изучение родного края во внеурочное время Е.В. КОЛЯДА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, школа № 4, г. Ярцево, Смоленская область «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию […]
  • Почему мы так говорим? Часть №2. Почему мы так говорим? Часть №1. Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ МАРТЫШКИН ТРУД. Бесполезная, никому не нужная работа. «В первый рейс на ракетном катере по […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №2) Почему мы так говорим? (Часть №1) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ВСЕЙ ДУШОЙ (любить, верить, пере­живать). Очень горячо и искренне. Ромашка росла в саду […]
  • В. А.Сухомлинский и современность. Часть №2. В. А.Сухомлинский и современность К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста В.А. САХАРОВ, кандидат педагогических наук, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара В. А.Сухомлинский и […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №6) Почему мы так говорим? (Часть №5) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ЗАПАДАТЬ В ДУШУ (кому-то, что-то). Что-то производит сильное впечатление. Охотники, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *