Почему мы так говорим? (Часть №2)

Почему мы так говорим? (Часть №1)

Г.М. СТАВСКАЯ,
кандидат филологических наук, доцент МПГУ

ВСЕЙ ДУШОЙ (любить, верить, пере­живать). Очень горячо и искренне.

Ромашка росла в саду и радовалась все­му: и солнцу, и травке, и птичкам. Но вот жаворонок, который всегда так весело пел, попал в клетку — и так грустна стала его песня. «Ромашке всей душой хотелось помочь пленнице, но как это сделать? И она совсем перестала замечать, как хо­рошо вокруг, как греет солнце, как блес­тят ее белые лепестки; она думала толь­ко о бедной птичке и о том, что ничем не может ей помочь». Г. Андерсен.

Как будто простое и понятное выраже­ние. Но интересно задуматься над много­значным словом душа: ведь именно в нем заключается смысл выражения. Слово душа здесь выступает в прямом значении «мир человеческих чувств, переживаний, настро­ений». И слово всей тут очень уместно: раз­ве можно любить, переживать, например, половиной души?

ВСТРЕЧАТЬ В ШТЫКИ (кого-то или что-то). Принимать враждебно, не согла­шаться.

Как образно с помощью этого выраже­ния показан трудный путь пограничника, который мчится на вороном коне, чтобы за­держать врага на границе!

Хлещет все яростней
Дождь проливной,
Сквозь заросли
Мчится вперед вороной.

Рекомендуем другие статьи:

А лес не пускает,
Встречает в штыки,
Колючих кустов
Выставляет полки.

А. Барто.

Лес превращается здесь в живое существо, которое враждебно встречает погранич­ника, строя преграды на его пути.

Штык в этом выражении выступает как символ сопротивления, несогласия, поэто­му и используется в речи для выражения яростного несогласия с каким-либо предло­жением, делом, мыслью, идеей. Например, Петька, естественно, принял в штыки наше предложение пойти в лыжный поход: на лыжах он не ходок.

(Слезы) В ТРИ РУЧЬЯ. Горько плакать.

Так подействовала на всех песня про кузнечика, «что… даже сами певцы не вы­держали и горько заплакали. Всем было жалко бедного кузнечика, которого съела прожорливая лягушка. Слезы текли из их глаз в три ручья. Н. Носов.

Три ручья используются в этом выраже­нии как образы преувеличения.

ВЫХОДИТЬ ИЗ ТЕРПЕНИЯ. Очень рассердиться, не выдерживать напряжения, трудностей.

Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон … .

С. Маршак.

Слово терпение значит то же, что глагол терпеть, т.е. «уметь стойко переносить трудности, неприятности». Например, нель­зя выходить из терпения, если не получает­ся задачка.

Почему мы так говорим? (Часть №3)

Похожие статьи:

  • Почему мы так говорим? Часть №2. Почему мы так говорим? Часть №1. Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ МАРТЫШКИН ТРУД. Бесполезная, никому не нужная работа. «В первый рейс на ракетном катере по […]
  • В. А.Сухомлинский и современность. Часть №2. В. А.Сухомлинский и современность К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста В.А. САХАРОВ, кандидат педагогических наук, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара В. А.Сухомлинский и […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №3) Почему мы так говорим? (Часть №2) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ВОЛОСЫ ДЫБОМ ВСТАЛИ (вста­ют). Когда становится очень страшно. В ужас пришел извозчик […]
  • Изучение родного края во внеурочное время Е.В. КОЛЯДА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, школа № 4, г. Ярцево, Смоленская область «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию […]
  • Исторический краеведческий материал в начальной школе Л.А. НЕДОСЕЙКИНА, Т.В. ПОПОВА, учителя начальных классов, Малиновская школа, с. Красногорское, Алтайский край В настоящее время в обществе отмечается повышенный интерес к возрождению […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №4) Почему мы так говорим? (Часть №3) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ГОРА С ПЛЕЧ (свалилась у кого-то). Кто- то очень волновался и наконец успокоился. Так […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *