Почему мы так говорим? (Часть №6)

Почему мы так говорим? (Часть №5)

Г.М. СТАВСКАЯ,
кандидат филологических наук, доцент МПГУ

ЗАПАДАТЬ В ДУШУ (кому-то, что-то). Что-то производит сильное впечатление.

Охотники, страстно любившие природу, с таким увлечением рисовали картины при­ближающейся весны: как зазеленеют луга, оденется лес, кусты и зальются соловьи, что «простые, но горячие слова западали мне (мальчику) глубоко в душу, потрясали какие-то неведомые струны и пробуждали какие-то неизвестные томительные и сладкие чувства. С. Аксаков.

В этом выражении все дело в слове запа­дать. Буквально оно означает «войти внутрь», солнце западает за горизонт, от­сюда, как известно, одна из сторон света на­зывается запад.

В нашем же выражении слово западать имеет переносное значение «укрепиться, запечатлеться в памяти, в душе» — ведь в душе остается надолго то, что понравилось, произвело впечатление.

ЗАСТАТЬ ВРАСПЛОХ (кого-то). По­явиться неожиданно, причинив этим непри­ятность.

Зная коварный нрав Братца Лиса, Братец Кролик беспокоился перед его приходом: «Завтра в гости обещался прийти Братец Лис. … — Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох». Д. Харрис.

В этом выражении нужно задуматься над словом врасплох, чтобы понять, почему врасплох значит «неожиданно». Это слово является однокоренным со словом всполо­шить, т.е. заставить беспокоиться, трево­житься», и словом переполох, что значит «беспокойство, тревога». А все, что неожи­данно, может испугать, вызвать тревогу.

И УСОМ (БРОВЬЮ, ГЛАЗОМ) НЕ ВЕДЕТ (кто-то). Не обращает никакого внимания, абсолютно спокоен.

Проспали старшие браться и не смогли подкараулить, кто же топчет пшеницу в поле.

Стало в третий раз смеркаться,
Надо младшему сбираться;
Он и усом не ведет,
На печи в углу поет…

П. Ершов.

«А совсем давно, до школы еще, залез он в колючую проволоку. Отцу пришлось ее ножницами разрезать, чтобы выгнуть Леньку, а он и глазом не повел». С. Баруздин.

Интересно, причем тут усы, брови, гла­за, которые как будто кто-то ведет (двига­ет)? Если понаблюдать за друзьями, одно­классниками и даже взрослыми, то легко за­метить: когда человек удивляется или раз­дражается, то его лицо приходит в движе­ние: кто-то поднимает или хмурит брови, кто-то поджимает или кривит губы, а зна­чит, и усы, у кого-то шире раскрываются глаза. Ну а если спокоен, равнодушен, то и ус, и бровь, и глаза спокойны.

Почему мы так говорим? (Часть №7)

Похожие статьи:

  • Родительское собрание «День защитника семьи» Д.В. ГУСЕВА, учитель начальных классов, школа № 291, Санкт-Петербург Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно. Ю.П. Азаров В процессе […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №7) Почему мы так говорим? (Часть №6) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ИСПИТЬ ГОРЬКУЮ ЧАШУ (до дна). Много страдать, испытать до конца все не­счастья. «Перед […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №5) Почему мы так говорим? (Часть №4) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ДУША В ПЯТКИ УШЛА (у кого-то). Кто-то очень испугался.Вспомним одного «храброго» зайца. […]
  • Изучение родного края во внеурочное время Е.В. КОЛЯДА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, школа № 4, г. Ярцево, Смоленская область «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию […]
  • Исторический краеведческий материал в начальной школе Л.А. НЕДОСЕЙКИНА, Т.В. ПОПОВА, учителя начальных классов, Малиновская школа, с. Красногорское, Алтайский край В настоящее время в обществе отмечается повышенный интерес к возрождению […]
  • Почему мы так говорим? Часть №2. Почему мы так говорим? Часть №1. Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ МАРТЫШКИН ТРУД. Бесполезная, никому не нужная работа. «В первый рейс на ракетном катере по […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *