Почему мы так говорим? (Часть №7)

Почему мы так говорим? (Часть №6)

Г.М. СТАВСКАЯ,
кандидат филологических наук, доцент МПГУ

ИСПИТЬ ГОРЬКУЮ ЧАШУ (до дна). Много страдать, испытать до конца все не­счастья.

«Перед Куликовской битвой князь Дми­трий Иванович Донской надел доспехи про­стого воина и встал в передний ряд, чтобы биться как рядовой, подать пример другим и до дна испить чашу испытаний». С. Романовский.

Это выражение из Евангелия, в кото­ром описывается смерть Иисуса Христа в страшных страданиях. Сам Иисус Хрис­тос называет свои предстоящие мучения чашей, которую он должен испить, т.е. вынести.

КАМЕНЬ НА СЕРДЦЕ (у кого-то). Когда кто-то очень огорчен, подавлен. Ког­да человек расстроен, огорчен, он испыты­вает что-то подобное чувству тяжести в гру­ди, будто у него и в самом деле камень на сердце.

Такое тягостное чувство испытывал Во­ва, когда представлял себе, как расстроится мама, если он не сдаст экзамен.

Печально Вова смотрит вдаль,
Лег на сердце камень:
Стало маму очень жаль…
Нет, он сдаст экзамен!

А. Барто.

КАК НА ИГОЛКАХ (сидеть). Быть в состоянии сильного беспокойства.

Это выражение построено на ярком сравнении: в самом деле, на иголках (на­пример, на ежике), спокойно не поси­дишь! А причина беспокойства может быть разной. Вот у Гриши своя причина — он играет в лото «исключительно из-за де­нег. …Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, на­полняющие его стриженную голову, не да­ют ему сидеть спокойно, сосредоточить­ся. Вертится он как на иголках». А. Чехов.

КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО (вести себя). Вести себя так, как будто ничего не случилось.

Понятное выражение, подчеркивающее чье-либо абсолютное спокойствие, осно­ванное на скрытой мысли: «Буду считать, что ничего плохого не было».

Вот щенок Белолобый, хоть и побывал в зубах у волчицы, которая приняла его за яг­ненка, но, когда она бросила его, «он обли­зал свою помятую, раненую спину и как ни в чем не б ы в ал о замахал хвостом и за­лаял на волчицу». А. Чехов.

Похожие статьи:

  • Почему мы так говорим? (Часть №6) Почему мы так говорим? (Часть №5) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ЗАПАДАТЬ В ДУШУ (кому-то, что-то). Что-то производит сильное впечатление. Охотники, […]
  • В. А.Сухомлинский и современность. Часть №2. В. А.Сухомлинский и современность К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста В.А. САХАРОВ, кандидат педагогических наук, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара В. А.Сухомлинский и […]
  • Изучение родного края во внеурочное время Е.В. КОЛЯДА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, школа № 4, г. Ярцево, Смоленская область «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию […]
  • Исторический краеведческий материал в начальной школе Л.А. НЕДОСЕЙКИНА, Т.В. ПОПОВА, учителя начальных классов, Малиновская школа, с. Красногорское, Алтайский край В настоящее время в обществе отмечается повышенный интерес к возрождению […]
  • Почему мы так говорим? Часть №2. Почему мы так говорим? Часть №1. Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ МАРТЫШКИН ТРУД. Бесполезная, никому не нужная работа. «В первый рейс на ракетном катере по […]
  • Почему мы так говорим? (Часть №3) Почему мы так говорим? (Часть №2) Г.М. СТАВСКАЯ, кандидат филологических наук, доцент МПГУ ВОЛОСЫ ДЫБОМ ВСТАЛИ (вста­ют). Когда становится очень страшно. В ужас пришел извозчик […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *