В. А.Сухомлинский и современность. Часть №1.

В. А.Сухомлинский и современность

К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста

В.А. САХАРОВ, кандидат педагогических наук, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара

Современные процессы обновления педагогических концепций, усиление роли нравственного воспитания в целостном педагогическом процессе придают проблеме развития нравственных чувств личности особенную актуальность. В то же время они не могут осуществляться без преемственной опоры на то положительное, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли.

В связи с этим возрастает ценность педагогических систем и технологий, выдержавших испытание временем, но не получивших достаточно полного использования в педагогической практике. Одной из них является система, создателем которой был В.А. Сухомлинский (1918-1970 гг.) — талантливый педагог-новатор, ученый и практик. Гуманистическая направленность его работ, во многом опередившая время, обусловила непрекращающийся интерес к изучению его теоретического наследия и практического опыта педагогами и учеными как в нашей стране, так и во многих других странах мира.

Лейтмотив большинства произведений В.А. Сухомлинского — обращенность к эмоционально-потребностной сфере школьников с целью развития и воспитания нравственных чувств как сердцевины нравственной характеристики всесторонне развитой личности.

Конечно, многие положения системы Сухомлинского выдержаны в духе педагогики советского периода. Термины «коммунистическая нравственность», «коммунистическое воспитание» — неизбежная дань времени. Однако нельзя утверждать, что педагог не видел общественных пороков и недостатков. С тревогой наблюдая картины бездуховности в окружающей жизни, он писал: «Мне кажется, что общество болеет страшной болезнью — девальвацией человеческих ценностей» (1, л. 268). В своих письмах писателю Г.А. Медынскому он с горечью отмечал: «Я с содроганием пришел к выводу, что в жизни вокруг нас на каждом шагу попирается святое правило: высшая ценность — человек. Многое делается из принципа — хоть по костям человеческим, но во имя идеи. Страшно это, очень страшно…» (2).

Являются ли безответственность, бесчувственность, эгоцентризм, жестокость, вандализм определенной части современной молодежи следствием кризисного социума? Да, но лишь отчасти. Ибо существуют и педагогические корни этого явления. По сути дела, речь идет либо об отсутствии, либо о слабом развитии духовно-нравственной культуры учащихся. Но духовности и нравственности нельзя научить, как физике или математике. Она «внутри» каждого человека.

Читаем у Сухомлинского: «Чувства — это плоть, кровь и сердце моральной убежденности; без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров» (6, с. 174). Поэтому процесс нравственного воспитания личности рассматривался им как «воспитание чувств человека, чтобы добрые поступки воспитанников основывались на этих чувствах» (5, с. 21).

Из контекста его произведений как бы «высвечиваются» четыре бинарных (т.е. парных, взаимосвязанных) чувства: совесть — стыд, долг — ответственность (перед Родиной, другими людьми, самим собой). Все другие нравственные чувства, в том числе и гуманные, так или иначе основываются на определенном уровне развития совести, стыда, долга и ответственности. Подлинное мастерство воспитания, считал павлышский педагог, состоит в развитии нравственных чувств у ребенка таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу, и испытывал от этого радость.

Исключительно важное значение в этом процессе имеют дошкольный и младший школьный возраст. «Упустить младший возраст, — писал В.А. Сухомлинский, — значит, упустить все» (4, с. 30). «Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости. Только при этом условии в сердце человека будет вся гамма добрых чувств» (8, с. 418).

Павлышский педагог-новатор неоднократно указывал на важность для развития нравственных чувств такой особенности младшего возраста, как повышенная эмоциональная восприимчивость детей: «У маленьких детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями» (3, с. 43). Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств — сочувствия, сострадания, отзывчивости.

В. А.Сухомлинский и современность. Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *