В. А.Сухомлинский и современность. Часть №2.

В. А.Сухомлинский и современность

К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста

В.А. САХАРОВ, кандидат педагогических наук, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара

В. А.Сухомлинский и современность. Часть №1.

Другой важной особенностью этих возрастных периодов является конкретность восприятия моральных норм, «когда нравственные понятия доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядной очевидности морального смысла того, что он видит и делает» (6, с. 174). Поэтому именно в младшем возрасте в Павлышской школе начиналось проведение этических бесед, разъяснение «общечеловеческих норм нравственности» (6, с. 164), которые раскрывались перед детьми в яркой и эмоциональной форме. «Создание добра для людей начинается с заботы ребенка о красоте», — писал В.А. Сухомлинский (7, с. 80), подчеркивая , что «эстетические чувства в младшем возрасте — один из самых богатых источников чувств моральных» (6, с. 319).

Реализуя на практике идеи гуманистического воспитания, В.А. Сухомлинский разработал творческие подходы к методике этого процесса, которые в значительной мере предвосхитили тенденции современной гуманистической педагогики.

В психологии общепризнанным является тот факт, что развитие нравственных чувств может происходить двояко: путем опосредованного влияния на эмоциональную сферу (через воздействие на личность в целом) и путем непосредственного воздействия на эмоциональную сферу (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Последнее осуществляется с помощью использования специальных аксиологических, эмоционально-ценностных для воспитанника средств — эмоциональных стимулов.

Анализ многогранного педагогического творчества В.А. Сухомлинского свидетельствует о том, что процесс развития нравственных чувств осуществляется им преимущественно путем непосредственного влияния на эмоциональную сферу ребенка через ее актуализацию. Под актуализацией эмоциональной сферы понимаем процесс, в результате которого моральные нормы становятся актуальными, личностно-значимыми для индивида не только на рациональном, но и на эмоционально-ценностном уровне. Актуализировать эмоциональную сферу — значит создать обстоятельства, при которых обостряется восприятие нравственной идеи или поступка. Реализация эмоционального стимулирования нравственных чувств нашла свое отражение во всех компонентах педагогической системы В.А. Сухомлинского.

В процессе эстетического воспитания это выразилось в использовании игры; эмоционально-образного стимула в различных его модификациях, как репродуктивной (произведения искусства, художественная литература, музыка), так и творческой (художественное, литературное, музыкальное творчество воспитанников); красоты природы как источника нравственного самосовершенствования.

В процессе этического просвещения этот подход воплотился в применении проблемно- поискового (диспуты, дискуссии) и эмоционально-образного (проведение этических бесед в яркой, эмоционально-значимой для ребенка форме) стимулов.

В процессе трудовой деятельности эмоционально-ценностное значение имел эстетический, творческий характер общественно-полезного труда учащихся, стимулирующий их положительные переживания.

Впервые в истории педагогики советского периода В.А. Сухомлинский целенаправленно обратился к идее развития эмоциональной сферы ребенка, в частности, такого ее ключевого компонента, как нравственные чувства. Тем самым, работая в 1950-1960 годы, он предвосхитил ключевые направления развития современной педагогики с ее ориентацией на общечеловеческие нравственные ценности, гуманизацию воспитания, обращенность к мотивационно-потребностной сфере ребенка в воспитательном процессе, эмоционально-положительное обеспечение данного процесса.

Все это свидетельствует о необходимости более глубокого изучения педагогического наследия В.А. Сухомлинского с целью разработки и внедрения в воспитательную практику новых методик и рекомендаций, отражающих его опыт и соответствующих требованиям современной гуманистической педагогики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Сухомлинский В.А. Мера всех ценностей. (Наброски к статье) // ЦГАОР (Киев). Ф. 5097. Оп. 1. Д. 116. Л. 268.
  2. Сухомлинский В.А. Письмо Г.А. Медынскому // Павлышский мемориально-педагогический музей им. В.А. Сухомлинского. ЛВ 1057/1057. № 17; ЛВ 1042/1042 № 7.
  3. Сухомлинский В.А. Дума о человеке. — М.: Госполитиздат, 1963. — 120 с.
  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989. — 288 с.
  5. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. — М.: Политиздат, 1963. — 111 с.
  6. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — М.: Просвещение, 1979. — 398 с.
  7. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. — М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
  8. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М.: Педагогика, 1979. — 270 с.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *