Заданный* подход в подготовке учителя к обучению математике. Часть №2.

Заданный подход в подготовке учителя к обучению математике. Часть №1.

Первоначально выделим в тексте учебника ту УЗ, которую предстоит решить в названной теме. В целевом плане — это способ рассматриваемого вида сложения, в содержательном — конкретное правило такого сложения; второе слагаемое разбивается на сумму двух чисел, одно из которых дополняет первое слагаемое до 10, и последовательно производится сложение. Это правило должно быть обобщенным, т.е. охватывающим все случаи сложения однозначных чисел с переходом через десяток; оно составляет цель УЗ, а ее условие — набор тех знаний и умений учащихся, которые требуются для достижения этой цели. Из приведенного фрагмента содержания учебника следует, что основное здесь — знание состава чисел до 10, умение прибавлять к 10 однозначные числа и соответствующим образом записывать выполнение предлагаемого задания. В более компактном виде получаем следующую УЗ: пусть учащиеся располагают отмеченными данными и умениями (условие УЗ). Используя их, сформировать у школьников зафиксированный выше обобщенный способ деятельности для выполнения сложения с переходом через десять (это — цель — требование УЗ).

Выделение УЗ целесообразно начинать с ее цели. Для этого следует проанализировать содержание учебника и отметить то обобщенное правило, которое должно быть усвоено учащимися при изучении этого содержания.

Теперь встает вопрос: как достичь решения сформулированной УЗ? Это уже ориентация на МетЗ. Очевидно, ее целью является решение УЗ, условием — набор соответствующих МС. Часть таких средств приведена в учебнике, это те же МЗ; другую часть учитель выбирает самостоятельно. Диапазон возможностей здесь большой, но не все так просто, как может показаться: успех усвоения существенно зависит от того, как согласуются эти средства и приемы их применения с особенностями умственной деятельности учащихся, требованием активизации последних в обучении и т.п. Поэтому для решения одной и той же УЗ может быть использовано несколько МетЗ, среди которых необходимо выбрать оптимальную, что существенно зависит от профессиональной подготовки учителя, его мастерства.

В краткой формулировке МетЗ может быть зафиксирована в следующем виде: необходимо решить конкретную УЗ. Какие МС и какие приемы их использования? Как это сделать наиболее рационально с учетом имеющихся условий обучения? Особенностями умственной деятельности учащихся?

Рассмотрим некоторые возможные варианты МетЗ применительно к выделенной теме учебной программы:

  1. Последовательно решаются те МЗ, которые содержатся в учебнике. Учитель поощряет верные ответы учащихся и отклоняет ошибочные, что обычно наблюдается в практике обучения. Здесь четкая ориентация учащихся на решение УЗ нередко отсутствует, необходимый способ деятельности усваивается ими попутно с решением предложенных МЗ без должного специально организованного обобщения. Естественно, это требует решения многих МЗ, что связано с увеличением времени обучения и свидетельствует о невидении им ни УЗ, ни МетЗ и о невысоком уровне обучения.
  2. Постановкой соответствующих вопросов учитель ориентирует учащихся на сравнение способов выполнения отдельных примеров путем выделения в них общего и частного, но без четкой фиксации на необходимое обобщение. Это — другой вариант МетЗ, так как в ее условие добавляются другие МС с целью активизации деятельности учащихся. Но при нечеткой ориентации их на обобщенный способ деятельности цель МетЗ может остаться не достигнутой, т.е. не будет решена соответствующая УЗ. Например, вопросы вида, как к 8 прибавляли 5? К 7 число 6? и т.п. будут не продуктивными, если они не дополняются вопросом: почему так нужно делать? Почему состав числа 6 в виде 1 и 5 или 2 и 4 не подходит при нахождении суммы 7 + 6?
  3. Последовательно рассматривается нахождение сумм однозначных чисел, если первое слагаемое остается неизменным, а второе меняется (8 + 3, 8 + 4 и т.д.). Здесь формируются узкие обобщения, для каждого отдельного случая; УЗ заменяется мелкими подзадачами, что осложняет процесс обучения. Во всех этих случаях так же решаются МетЗ, но при отсутствии четкого понимания структуры исходной системы задач, назначения и взаимосвязи последних, понимании изменения их функций, процесс обучения не достигает должного уровня.
  4. Учитель изначально своими вопросами и заданиями ориентирует учащихся на обобщенный способ деятельности. Это возможно лишь при четком осознании им УЗ, ее выделения в тексте учебника и составлении соответствующей МетЗ. Например, предлагается проанализировать суммы чисел 8 + 6, 9 + 4, 7 + 8 и т.п. и выяснить, какой состав вторых слагаемых необходим во всех этих случаях для нахождения значений данных сумм? Почему? (Одно его число дополняет первое слагаемое до 10.)

[*] Термин автора. Имеются в виду задачи математические, учебные и методические. 

Заданный подход в подготовке учителя к обучению математике. Часть №3.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *