Заданный* подход в подготовке учителя к обучению математике. Часть №3.

Заданный подход в подготовке учителя к обучению математике. Часть №1.

Заданный подход в подготовке учителя к обучению математике. Часть №2.

С этой целью при наличии условий возможно изучение схемы:

Заданный* подход в подготовке учителя к обучению математике. Часть №3.

для обобщенного вывода о способе сложения с переходом через число 10.

Изложенное позволяет сделать выводы, имеющие большое значение в профессиональной подготовке учителя.

1. При изучении нового учебного материала (за исключением частных случаев) возникает необходимость четко иметь в виду систему задач, состоящую из МЗ, УЗ, МетЗ, взаимосвязанных и взаимозависимых между собой. Центральной в этой системе является УЗ. Недооценка или незнание этого существенно сдерживает повышение квалификации учителя.

2. Все три вида задач решаются на одном и том же учебном материале, помещенном в учебнике. Поэтому умение использовать его разнопланово — важнейшая черта методической подготовки учителя. При этом функции таких задач меняются в обучении, превращаясь из цели решения данной задачи в средство решения другой задачи той же системы задач. Например, МЗ становятся средством решения УЗ и МетЗ. Невидение такой динамики серьезно может снизить результативность обучения.

Ориентация учащихся на ту или иную функцию задач определяется постановкой учителем учебных заданий, которые должны быть адекватными их новой функции в учебном процессе.

3.Содержательная часть цели УЗ может быть различной и потому различным будет набор средств ее решения, и это немедленно сказывается на содержании МетЗ. Так, например, сложение с переходом через десять может быть рассмотрено без акцентирования внимания на разбиение второго слагаемого, а графически, на числовом луче, путем присчитывания необходимого числа отрезков вправо от данного числа (первого слагаемого). Это также обеспечивает усвоение таблицы сложения. Очевидно, при одной и той же содержательной формулировке цели УЗ и МетЗ могут быть разными.

В использовании МетЗ следует иметь в виду две фазы: составление МетЗ, т.е. составление учителем модели своей предстоящей деятельности и конкретная реализация этой модели в практике обучения, в контакте с учениками. Естественно, под влиянием условий обучения (готовность учащихся и др.) возможна некоторая корректировка составленной модели деятельности, т.е. первой фазы использования МетЗ.

Рассматриваемый подход к подготовке учителя обладает значительным потенциалом для ее совершенствования:

  1. Школьный курс математики для начальных классов строится на обобщениях. Это выражается в фиксировании общих выводов на основе рассмотрения конкретных примеров (образцов), т.е. ориентирует на соответствующую УЗ. Поэтому знание необходимости решать УЗ и ее постановка существенно помогает ориентироваться в выборе МС.
  2. Этот подход представляет возможности для более четкой ориентации в учебном процессе и управлении деятельностью учащихся, строить этот процесс не интуитивно, а на определенной теоретической основе, знании глубинных особенностей процесса обучения.
  3. Существенно расширяется методический кругозор учителя, появляются широкие возможности для проявления им творчества и инициативы.
  4. Открываются возможности для создания нового вида учебных пособий для учителя и студентов, содержащих ориентацию на самостоятельное составление и решение различного рода задач — МЗ, УЗ и МетЗ с отбором необходимых МС, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки.
  5. Существенно ослабевает влияние рецептурного подхода в обучении и разного рода методических «находок», иногда отражающих лишь внешние особенности последнего; создаются предпосылки строить учебный процесс на теоретической основе.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *