Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №1)

Н.Н. СВЕТЛОВСКАЯ,
доктор педагогических наук, профессор

Предложенная тема на первый взгляд может вызвать недоумение: казалось бы, очевид­но, что чтение — это обязательный компо­нент любого образования, в том числе и со­временного. Что же здесь обсуждать? В чем проблема?..

А проблема в том, каково содержание каждого понятия, включенного в формули­ровку темы; каковы взаимосвязи отражен­ных этими понятиями объективных явле­ний окружающей жизни и настолько ли мы все это единообразно понимаем, чтобы еди­нодушно совместить наши усилия в борьбе за само существование человека, поскольку именно такая цель встала сейчас, на рубеже веков, перед каждым из нас.

Начнем с понятия «современная система образования».

А что, есть еще какая-то система? Да, есть! И называется эта другая, складывав­шаяся веками и сложившаяся к настоящему времени в России система — классической. Она-то и признана, наконец, лучшей в мире, хотя не все любят об этом говорить. Однако, к великому сожалению, она перестала быть сейчас в России современной. Почему так случилось — это разговор особый. Для нас в данном случае важно другое.

Если сопоставить две названные систе­мы — классическую, т.е. собственно нашу, отечественную и современную, т.е. все бо­лее «интернационализирующуюся» — легко выявляются по меньшей мере три существующие между ними кардиналь­ных отличия.

Первое отличие — классическое образо­вание системно. В нем три ярко выражен­ных компонента; связь между компонента­ми — взаимосодействие.

В объективности сказанного нетрудно убедиться.

Действительно, русская начальная шко­ла всегда учила деятельности (осмысленно читать, правильно и красиво писать, точно и быстро считать, мелодично петь, эстетич­но двигаться и т.п.). В процессе этой дея­тельности обучаемый осознавал не только окружающий мир, но и себя в этом мире как его часть. Вопросы, которые он при этом привыкал перед собой ставить, чтобы на них отвечать, таковы: кто это? что это? о чем это? как? легко или нет? хочу или нет? интересно или нет?.. И т.д.

Средняя школа знакомила обучаемых с основами наук, объясняя им общие прин­ципы и результаты деятельности в зависи­мости от ее характера и включенных в нее явлений. Основной вопрос, ответ на кото­рый под руководством учителей-предмет­ников искали ученики, вопрос — «почему»: почему это есть это? …почему это проис­ходит (или оценивается) так?.. почему это мне трудно (легко), интересно (или нет), важно или безразлично?.. И т.д., и т.п.

Вуз — предлагал обучающимся освое­ние собственно науки, т.е. исторически сложившейся и постоянно развивающейся системы объективно-истинных знаний о законах и тенденциях, которые обеспечива­ют или тормозят эффективное продвижение человека и общества в целом к разумной це­ли, т.е. цели, не таящей скрытой угрозы в будущем — потомкам.

Понятно, что при таком построении об­разования приобретаемые обучаемыми зна­ния и умения не формализировались, а ус­пешно работали на воспитание и развитие человека разумного, думающего о том, что­бы приносить пользу взрастившему его об­ществу, или, по крайней мере, стремящего­ся, хотя бы в юности, в молодости быть та­ковым и потому оценивающего себя именно с точки зрения разумности, т.е. гражданской зрелости и нравственности. Подчеркнем: даже в случае, когда получивший в России образование человек как разум­ное существо в практике жизни по каким-то причинам не смог состояться, он всегда был способен оценить себя с точки зрения граж­данской зрелости, нравственности и — бо­лее того — не мог не оценивать себя с ука­занных позиций постоянно, несмотря на то, что нередко весьма и весьма сам же и стра­дал от этого. За примерами далеко ходить не надо: вся русская классическая и просто хорошая литература — объективное тому подтверждение…

Такими были результаты классического образования.

Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №2)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *