Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №2)

Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №1)

Н.Н. СВЕТЛОВСКАЯ,
доктор педагогических наук, профессор

Современное же образование — утрачи­вает системность. И это не секрет, а суровая реальность!.. Оно мозаично: мы учим всех всему и сразу — на всех ступенях образова­ния; в связи с этим нигде ничего не доводим до запланированного уровня и постоянно испытываем от этого дискомфорт — как учителя, так и ученики. Именно поэтому мы все время что-то в этом образовании ре­формируем…

Конечно, тенденция к мозаичности об­разования родилась не сегодня. Она на­блюдалась еще в прошлом. Но тогда она публично осуждалась, а сейчас приветст­вуется…

Вспомните К.Д. Ушинского (70-е годы XIX века)!.. Сколько неподдельной трево­ги вложено им в горькое предупреждение: «У нас до сих пор так плохо выяснилась разница между университетом и гимнази­ей, что многое и теперь еще переносится в гимназии, что должно было бы составлять принадлежность университетов, и, наобо­рот, не встречаются ли у нас беспрестанно мысли и факты, из которых видно, что многими университетами принимаются за гимназии» (Собр. соч. — Т. 7. — АПН РСФСР, 1949. — С. 234).

В конце XX и начале XXI века мы «пош­ли» еще дальше: теперь у нас уже и I класс «вроде института»… Этим своим опасным свойством современное образование преж­де всего и отличается от образования тради­ционно русского, классического.

Отличие второе.

В основу образования русскими педаго­гами-классиками XIX века была положена программа, которую кратко сформулиро­вал В.А. Жуковский (Где я? Кто я? Что я могу сделать для себя, чтобы быть полез­ным другим?..), а цель разъяснил Н.И. Пи­рогов в статье «Вопросы жизни»: «К еди­ной цели воспитания — быть человеком — должен стремиться каждый воспитатель и каждый человек». И эта основа — стать че­ловеком, чтобы служить добру, — была принята всем уважающим себя русским обществом. Но на рубеже XIX-XX веков общественное понимание словосочетания «образованный человек» по известным причинам стало утрачивать былую яс­ность. Иначе чем объяснить и как понять тревогу, звучащую в словах известнейшего просветителя того времени Н.А. Рубакина: «… Действительно образованный человек, — подчеркивал он, — не тот, кто считает себя «образованным», не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее учебное заведение, — мало ли неучей, узких специ­алистов или ловких карьеристов из них вы­ходит!.. Не тот, кто перечитывал на своем веку много, даже очень много хороших книг. Не тот, кто накопил в себе некоторый запас, хотя бы и очень больших, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть обра­зования. Самая суть его — в том влиянии, которое он может и должен производить на окружающую жизнь, — в той силе, ко­торую дает образование человеку, для пе­редела окружающей жизни, во внесение в нее чего-то нового, своего, в ту или иную область, в тот или иной уголок» (Руба­ки н Н.А. Как заниматься самообразовани­ем. — М., 1962. — С. 32-33).

Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №3)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *