Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №3)

Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №2)

Н.Н. СВЕТЛОВСКАЯ,
доктор педагогических наук, профессор

В основе же современного образования (хотим мы этого или нет, но признать надо!) четко просматривается не забота о благе об­щества в целом, а пагубная идея с помощью образования разделить общество на две не­равные части, чтобы помочь меньшей из них устроиться за чужой счет, занять (а точ­нее — захватить) общественно удобное ме­сто для себя. Наметились и два главных пу­ти для реализации этой идеи. Первый путь — получение любым путем (в том числе и за деньги) «диплома-поплавка» — не для работы, а для непотопляемости в по­гоне за удовольствиями. Второй — отыска­ние в самом образовании средств для как можно более раннего выявления талантов с целью их эксплуатации — снова для того же — для получения за их счет денег и удо­вольствий — для себя!

Ради этой цели забыта и даже осмеяна сейчас древняя мудрость: «Если я только для себя, то зачем я?». Ради нее грубо и безжалостно ломается структура личности человека — убивается стыд, совесть, спо­собность к объективному самоосознанию (достаточно вспомнить телепередачи «За стеклом», «Последний герой», где откры­то утверждается, что все мы — стая вол­ков). Современно «образованным» обще­ством формируется эстетика жизни, узако­нивающая не просто «войну всех против всех», а бессмысленное существование, при котором каждый сам себе враг, так как он добровольно ради денег обрекает себя на полное одиночество, поскольку не ве­рит ни в родственные связи, ни в бескоры­стную дружбу. Калечится психика расту­щего человека: его убеждают не в общест­венно целесообразной личной неповтори­мости, а в так называемой самодостаточ­ности, хотя ни один человек никогда и ни­где не мог и не может быть самодостаточ­ным. Не случайно самым тяжелым наказа­нием всегда считалось и считается оди­ночное заключение…

Другими словами, такое образование, развивая ум, убивает в обществе разум. При этом не принимается в расчет и историчес­кая закономерность, состоящая в том, что, как и всякое искусственное образование, та­кое разбалансированное общество — и это неоднократно проверено временем — не­жизнеспособно, потому что «вместо поэтов и героев», как говорили восточные мудре­цы, оно «рождает пыль и много начальст­ва», следствием чего всегда были и будут смута и разрушение…

Отличие третье — это роль и место чте­ния (и обучение чтению) в системе класси­ческого и современного образования.

В классическом образовании чтение все­гда было центром пробуждения индивиду­альных свойств личности обучаемых; оно рассматривалось в качестве реальной базы для самообразования, самовоспитания и са­моразвития каждой неповторимой индиви­дуальности в течение всей жизни. Оно и было таковым. Примеры тому — М. Горь­кий, А. Новиков-Прибой, В. Пикуль — и тысячи других читателей-«самоучек».

В современном же образовании чтение, с нашего молчаливого согласия, оттеснено на периферию. Центром, базой современно­го образования стало внушение, т.е. ос­мысление окружающего мира и себя в нем не путем самостоятельной беседы с мудре­цами, написавшими хорошие книги, и по­следующих на этом фоне размышлений о себе и о мире, а с чужого голоса, «через уши». Отсюда бесконечный «театр» — кур­сы на всех уровнях, по любому поводу — даже в учительской среде — и сентенции в средствах массовой информации, повторяе­мые по 5-6 раз в день: «Но зачем читать, ес­ли можно услышать!..» А уроки обучения чтению сокращены порой до 3 часов в неде­лю и активно замещаются «литературой». Как будто можно заниматься литературой, не научившись ее читать!..

Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №4)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *