Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №4)

Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №3)

Н.Н. СВЕТЛОВСКАЯ,
доктор педагогических наук, профессор

Соответственно изменилась и цель обу­чения чтению.

В классической системе образования цель обучения чтению была одна — на­учить дитя «самостоятельной беседе с кни­гой» (снова слова, сказанные впервые К.Д. Ушинским, хотя и не разъясненные им, но понятые сейчас и досконально отрабо­танные наукой о формировании читателя).

В современной же системе образования цель обучения чтению размыта настолько, что учителю трудно ее сформулировать. Вместо цели в программе по чтению для на­чальной школы предложены задачи — от 6 до 16… Их даже теоретически трудно охва­тить сознанием и запомнить. Наиболее явно просматривается так называемая эстетичес­кая цель — получение наслаждения от чте­ния, «уроки удовольствия…» и т.п.

Плохо ли, вредно ли наслаждаться чте­нием?

Конечно, хорошо! Однако это не та цель, которая делает человека человеком.

Как известно, вообще-то существуют всего два резко различающихся образа жизни: а) борьба с человеческими несчас­тьями и б) погоня за удовольствиями. Пер­вый способ требует самоограничения. В обществе потребителей он отпугивает обу­чаемых не только необходимостью тру­диться над собой, но и тем, что достаточно часто не приносит житейских выгод тому, кто трудится. Однако радость от того, что в результате твоих усилий кому-то, нуждаю­щемуся в заботе и помощи, жить стало лучше, легче и интереснее, не сравнима ни с каким «личностно ориентированным» удовольствием. Достаточно испытать ее однажды, чтобы принять этот образ жизни навсегда. Второй способ — при всей его внешней привлекательности абсолютно пагубен, так как чреват для его сторонни­ков психическими отклонениями и даже самоубийством воспитуемых — в прямом и переносном смысле слова: в XIX веке ре­зультат такого воспитания — «живой труп» (вспомним Л.Н. Толстого) и судьба ряда думающих российских промышлен­ников; на рубеже XX-XXI веков — это по­явление так называемых «функционально глупых» интеллектуалов, т.е. особей, кото­рым за большие деньги все равно, кому служить, что разрушать, кого и как уничто­жать. Зато эти «люди» хорошо поддаются дрессуре и легко превращаются в толпу, в стадо благодаря разного рода разработан­ным сейчас технологиям управления. Спе­циалисты утверждают, что, когда таких людей станет больше 18%, начнется спон­танная, уже ничем не останавливаемая ге­нетическая деградация человечества, кото­рая сократит жизнь каждого отдельного человека и очень скоро сделает обществен­ную жизнь невозможной.

Пока этот процесс в нашем Отечестве еще можно остановить. Однако беда по­правима главным образом в детском воз­расте, когда формирующаяся личность ге­нетически стремится не к самоуничтоже­нию, а к саморазвитию. Но именно для де­тей 8-10 лет эта беда и наиболее опасна, так как главным методом самовоспитания в этом возрасте является метод подража­ния себе подобным.

Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №5)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *