Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №5)

Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №4)

Н.Н. СВЕТЛОВСКАЯ,
доктор педагогических наук, профессор

Без систематического обращения к коллективному разуму, уже накопленному человечеством и заключенному в книгах, без создания у современных детей сфор­мированных учителем умений и привыч­ки обращаться к книгам, чтобы думать над этим опытом, у них нет материала не только для целесообразного подражания и выбора стиля, манеры, цели своего пове­дения, но и для определения, кому, когда и в чем следует подражать. Самим детям, осажденным со всех сторон негативными образцами и образами окружающей их действительности, с наступающей на них бедой не справиться. А мы молчим!.. Молчим об этой главной беде, хотя и про­блема выступила донельзя явно, и вытека­ющие из нее вопросы, подлежащие ско­рейшему, неотложному разрешению, яс­ны. Они таковы:

Рекомендуем другие статьи:
  1. На чем надо сконцентрироваться, обу­чая младших школьников чтению?
  2. Когда и при каких условиях для каждо­го ребенка, прошедшего обучение в началь­ной школе, чтение может и должно стать творческим, т.е. прежде всего помогающим ему творить себя.
  3. Какие фактические и методические ошибки учителя отлучают детей от книги уже на I ступени обучения чтению?
  4. Сколько уроков чтения должно быть в современной начальной школе и какие должны быть эти уроки?
  5. Что, когда и зачем современные дети должны научиться читать в первую очередь?
  6. Как они должны это делать в началь­ной школе, чтобы захотеть и суметь ис­пользовать книжные богатства для само­развития и самообразования в средней школе?
  7. Как учитель начальных классов, обу­чая современных младших школьников чте­нию, должен относиться к многочисленным «надо», «можно», «нельзя» и методически целесообразно их оценивать?..

Ответы автора статьи на все эти вопросы уже даны в его книгах: «Основы науки о чи­тателе», «Обучение младших школьников чтению» («Детская книга и детское чтение» и «Практическая методика»), а также в кур­сах лекций для студентов факультета началь­ных классов (ФНК) в Московском городском педагогическом университете: «Введение в науку о читателе», «Теория методики обуче­ния чтению», «Из истории методики обуче­ния читателя в России», вышедших в свет в течение последних десяти лет.

Часть этих ответов, например, три сформулированных нами к настоящему времени закона эффективного формиро­вания умения читать, позволяющих по­мочь детям, используя накопленный наши­ми предками опыт, разумно, на основе ин­дивидуального выбора, а не стадного чув­ства строить жизнь — свою и окружаю­щих, абсолютно объективны[1]. Эти законы сейчас надо знать, им надо следовать, пока не открыты другие законы. Иного пути нет, если строить обучение младших школьни­ков чтению на уровне современных науч­ных знаний, а не на уровне личного мне­ния. Безразличия и молчания нам будущее не простит…


[1] Имеются в виду Закон знания книг, Закон деятельностного формирования основ читательской культуры и Закон провоцирования обучением нежелания читать (см. указанные выше работы).

Чтение как обязательный компонент современной системы образования (Часть №6)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *