Чтобы учитель хорошо работал, он должен быть хорошо подготовлен!

ЭНВЕР ГАРУНОВ,
профессор Дагестанского педагогического университета

Немного о себе. Работаю на ниве просвещения более 55 лет. Начинал свою педагогическую деятельность в 16-летнем возрасте, после окончания педагогического училища. Работал учителем начальных классов, завучем сельской школы, директором школы и школы-интерната, инспектором школ района и заведующим гороно. Работая директором школы, защитил кандидатскую диссертацию. С 1976 г. работал в Дагестанском педагогическом университете. Более 10 лет заведовал кафедрой педагогики начального обучения. В 1995 г. мне присвоили звание профессора, в 1999 г. — звание «Заслуженный учитель школы РФ». Ветеран Великой Отечественной войны. Опубликовано более 80 работ, в том числе более 10 статей в журнале «Начальная школа».

Еще в недалеком прошлом наша школа функционировала в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия. Учитель очень часто оказывался простым исполнителем идущих сверху указаний, установок и рекомендаций. Новое реформирование образования осуществляется на основе принципов демократизации, многоукладности и вариативности образования, его регионализации, открытости, дифференциации. Важнейшими принципами реформирования объявлены также гуманизация и гуманитаризация образования, его непрерывность. Для развития образования в условиях нашей многонациональной страны важное значение имеет принцип национального самоопределения школы. В документе о ре-формировании написано, что школа неотрывна от национальной почвы, что она формирует и хранит национальную культуру, обогащая национальное общечеловеческим и общечеловеческое национальным. Практическая реализация этих принципов в очень большой степе¬ни зависит от личности учителя, его теоретической, психолого-педагогической и методической подготовки, педагогического мастерства, готовности творчески выполнять свои обязанности. Необходимость повышения уровня подготовки учителей в современных условиях вызывается и тем, что процесс социализации тех, кто сегодня вступает в жизнь, проходит в более сложных (чем раньше) условиях.

Необходимость повышения уровня подготовки учителей начальных классов, кроме изложенного, вызывается и тем, что более сложными стали функции и задачи начальной школы. Если раньше главной задачей начальных классов было научить детей читать, писать и считать, то теперь за время обучения на этой первой ступени школьного образования должно также обеспечиваться первоначальное становление личности ребенка, выявление и развитие его способностей, формирование желания и умения учиться. Разумеется, должны решаться и другие образовательные и воспитательные задачи.

В данной статье хотелось бы проанализировать проблемы, возникшие в подготовке учителей на факультете начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета. Данный факультет был создан в 1975 г. (как сказано в соответствующем документе) с целью подготовки высококвалифицированных учителей начальных классов для школ многонациональной республики. За годы своего функционирования он успел подготовить несколько тысяч учителей, многие из которых успешно справляются со своими обязанностями.

В последние годы в работе факультета возникли серьезные трудности и проблемы различного характера. Многие из них связаны с тем, что наш педагогический университет перешел на многоуровневую систему работы. Если подходить с позиций развития интеллектуального потенциала общества, переход на эту систему вполне себя оправдывает. На математическом или физическом факультетах, к примеру, вполне оправдано вначале готовить бакалавров, а затем из самых способных — магистров, которые будут способствовать продвижению той или иной науки. Но для факультета начальных классов такая система оказалась непригодной. Теперь за четыре года мы готовим бакалавров, а пятый год считается специалитетом, и за этот последний год мы должны готовить учителей начальных классов.

Рекомендуем другие статьи:

За первые четыре года обучения на нашем факультете студенты не изучают основные методики (родного языка, русского языка, математики), так как среди поступающих на наш факультет оказывается много слабо подготовленных студентов, значительная их часть не доходит до магистратуры. Даже после окончания бакалавриата они оказываются неподготовленными не только продолжать образование в магистратуре, но и работать учителями. Если судить объективно, получается, что десятки молодых людей фактически теряют четыре года, а государство впустую расходует средства на их обучение. Такой подход не понятен и не оправдан, особенно в условиях, когда страна и общество испытывают серьезные трудности, связанные с нехваткой финансовых ресурсов. Разумнее было бы сохранить четырехлетний срок обучения на факультете и искать более рациональные пути повышения уровня подготовки учителей начальных классов с учетом специфики республики и возникающих здесь проблем. Чтобы школа работала на современном уровне, чтобы реализовывались названные выше принципы реформирования образования, необходимо, чтобы учитель был подготовлен на высоком (современном) уровне. Для повышения уровня работы учителя большое значение имеет его теоретическая, психолого-педагогическая и методическая подготовка. Один из путей улучшения подготовки учителей начальных классов в вузе — хорошо продуманная система комплектования состава студентов. К сожалению, в последние годы в нашем университете наблюдаются некоторые нездоровые явления. С одной стороны, наплыв желающих поступить на наш факультет: у многих молодых людей и их родителей сложилось мнение, что на этот факультет легче поступить и здесь легче учиться. Если в первые, семидесятые, годы функционирования факультета сюда принимали 50-75 человек, в восьмидесятые — 100, то в последнее время стали ежегодно принимать более 200 человек в год. Самая же большая беда состоит в том, что значительная часть принятых студентов подготовлена очень слабо. Аттестация, проведенная в марте 1999 г., показала, что из 230 человек, принятых на первый курс, более 100 имеют низкую грамотность (до 40 ошибок в диктанте), более 80 первокурсников плохо знают ту самую арифметику, которую они должны преподавать в начальных классах. Большинство принятых не способны слушать лекции, выбрать нужную книгу и т.д. Всякому здравомыслящему человеку ясно, что из таких человеческих ресурсов нельзя готовить современных (настоящих) учителей.

Эту проблему можно было бы решить путем разумного отбора тех, кого принимают на факультет. Для этого надо на должном уровне проводить вступительные экзамены, объективно оценивать знания, умения и навыки экзаменующихся. Для выявления уровня готовности абитуриентов для учебы в вузе можно было бы также использовать собеседования и тестирования. Такой подход кроме всего прочего повысил бы престиж факультета в общественном мнении.

Повышению уровня подготовки учителей начальных классов на нашем факультете способствовал бы также более полный учет национально-языковой специфики школ республики. Выпускникам нашего факультета приходится работать в начальных классах, которые существенно отличаются по национальному составу учащихся, языку обучения и месту расположения школы. В республике функционируют национальные школы, где обучение в начальных классах ведется на 12 языках. Выпускники факультета нередко оказываются недостаточно подготовленными организовать обучение на своем родном языке, плохо знают даже учебники, изданные на этих языках. Совершенно недостаточно учитывается и то обстоятельство, что в республике функционирует более 430 начальных малокомплектных школ. Большие трудности в работе встречают и те выпускники нашего факультета, которые направляются в школы, где в начальных классах совместно обучаются дети разных национальностей. В связи с интенсивно протекающими процессами миграции и урбанизации населения число таких школ и контингенты обучающихся в них детей с каждым годом увеличиваются. Многонациональный состав учащихся имеют все городские школы. А число горожан и их доля в составе населения с каждым годом возрастает. Если по данным переписи 1926 г. в городах Дагестана проживало всего 35 тыс. человек (из них этнических дагестанцев было 13 тыс.), то по данным переписи 1989 г. в городах проживало 786,7 тыс. человек, подавляющее большинство которых составляют этнические дагестанцы. Обучение и вся учебно-воспитательная работа в этих школах ведется на русском языке, что само по себе правильно и вполне оправдано. Но себя не оправдывает то обстоятельство, что обучение в начальных классах этих школ ведется по программам и учебникам для обычных русских школ. Смешанный национальный состав учащихся имеют и многие сельские школы. В школах со смешанным национальным составом учащихся в настоящее время обучаются больше половины всех школьников Дагестана. Ничем не оправдано, к примеру, положение, когда всем студентам факультета читается одинаковый курс методики русского языка, а практический курс русского языка, ориентированный на студентов, которые сами слабо владеют русским языком, читается всем слушателям и по одним и тем же программам. Студенты, которым придется работать в городских школах с многонациональным составом учащихся, не получают основы для того, чтобы вести обучение русскому языку с учетом национального состава учащихся и их языковой подготовки. Не получают они должной подготовки и для обучения учащихся данных школ своим родным (национальным) языкам.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *