Дифференцированный подход к учащимся на уроках природоведения

Требование учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения — давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода. Реализация его осуществлялась в разной мере и различными приемами.

Нам бы хотелось показать некоторые приемы осуществления такого подхода на уроках природоведения, которые можно применять, работая по традиционной программе и традиционным учебникам. Для уроков природоведения  на наш взгляд, это особенно актуально, так как эти уроки в большинстве школ, по сравнению с другими уроками, хочется сравнить с положением Золушки. Это объясняется рядом причин, но в первую очередь тем, что по традиционной программе они начинаются только со II класса (а в I классе природа не изучается совсем), по одному часу в неделю. Поэтому как бы хорошо ни проводил учитель сам урок, сформировать даже элементарные представления об окружающей ребенка природе невозможно.

Мы предлагаем некоторую систему работ, которая позволит учителю успешно решать следующие задачи:

  1. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках и во внеурочное время.
  2. Развивать учебные действия, в частности умение самостоятельно получать информацию, работать с дополнительной литературой, писать сочинения, «рефераты» и др.
  3. Поддерживать и развивать познавательный интерес к изучению данного предмета.

Все это даст возможность более успешно формировать у учащихся природоведческие представления и понятия.

На наш взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока. Например, при проведении опроса по домашнему заданию мы используем приемы, которые не позволяют превращать эту проверку в нелюбимый для учащихся вид деятельности  Мы организуем работу таким образом, чтобы детям хотелось поделиться своими знаниями с товарищами, учителем. При проведении индивидуального устного опроса, который дает возможность проверить умение ученика связно, логично рассказывать, мы, во-первых, спрашиваем по желанию. Во-вторых, если текст небольшой по объему, его сначала пересказывает хорошо подготовленный ученик, а уже затем ученик, который, в силу разных обстоятельств  недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно прослушал рассказ своего товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как умение внимательно слушать.

Учащимся, которым требуется время, чтобы вспомнить тот пересказ, который они готовили дома, мы в начале опроса предлагаем карточку типа «Составь рассказ по плану». Например, карточка по теме «Насекомые и птицы летом и осенью» (II класс) имеет следующие вопросы:

  1. Назови пять перелетных птиц.
  2. Каких птиц называют перелетными?
  3. Что является причиной отлета птиц?
  4. В каком порядке птицы улетают?
  5. Чем объясняется такой порядок отлета?
  6. Как птицы ведут себя во время отлета?

Получив такую карточку, ученик имеет 5-7

мин времени, чтобы сосредоточиться над составлением пересказа. После чего учитель вызывает его для пересказа, причем карточку он может в это время держать перед глазами.

При проведении индивидуального письменного опроса нами разработана система карточек, предназначенных для конкретных учащихся. Карточки строго индивидуальны и отличаются и по сложности заданий, и по оформлению (об этом была публикация в № 2 журнала за 1993 г.).

Фронтальный письменный опрос с целью проверки готовности к уроку всего класса мы проводим чаще всего после изучения большой темы. Эту проверку планируем на 4-5 мин. Например, после изучения темы «Полезные ископаемые» мы проверяем знание свойств полезных ископаемых, которые дети изучали на уроках. На доске записываем под номерами название разных свойств.

Например: 1. Горючее; 2. Твердое; 3. Жидкость; 4. Тяжелее воды; 5. Черного цвета; 6. Желтого цвета; 7. Хрупкое; 8. Имеет запах; 9. Хорошо пропускает воду; 10. Сыпучее; 11. Легче воды; 12. Газообразное; 13. Белого цвета; 14. Способно плавиться; 15. Пластичное; 16. Коричневого или белого цвета; 17. Плохо пропускает воду.

Затем учащимся, работающим с первым вариантом, предлагается выбрать свойства каменного угля и песка, а учащимся, работающим со вторым, — свойства нефти и глины. Выполненная работа имеет следующий вид:

  • каменный уголь — 1, 4, 5, 7;
  • песок — 2, 4, 6, 10;
  • нефть — 1, 3, 8, 11;
  • глина — 4, 15, 16, 17.

Кроме этого, можно дать резервные задания для учащихся, которые быстрее всех смогут выполнить это задание. Например, выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом перечне.

Необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся и при изучении нового материала. Приемов для этого у нас достаточно, но мы хотели бы рассказать только о некоторых, которые используются нами много лет и дают хорошие результаты.

Учителю необходимо продумывать предварительную подготовку учащихся до изучения новой темы. Такая подготовка позволит учащимся знакомиться с информационным материалом самостоятельно. С этой целью к каждой новой теме мы рекомендуем детям книги о природе для прочтения их дома (библиотечку собираем и в классе). Более подготовленным детям предлагаем дома подготовить рассказ о том или ином природном явлении или природном объекте. Вначале эти короткие доклады ученик составляет вместе с учителем. Затем, когда этот прием группой «сильных» учащихся освоен, предлагаем им написать доклад самостоятельно и подготовить пересказ к уроку. В конечном итоге через этот вид деятельности проходят все учащиеся. Следующая ступенька — написание «рефератов» по определенной теме. Учащиеся в наших классах за учебный год пишут 6-8 «рефератов». Вначале мы их учим работать с литературой, разрабатываем план и т.д. Это дает очень хорошие результаты, позволяет не только углублять, расширять природоведческие знания, но одновременно на конкретном содержании учит самостоятельно работать с дополнительной литературой.

К предварительной подготовке учащихся относится и такой прием. Информационное содержание новой темы оформляется в виде книжки- раскладушки. Например, к теме «Растения и животные луга» помещаем в нее материал по характеристике отдельных видов растений и животных  Оформленная книжка-раскладушка выставляется в классе не позже, чем за две недели до соответствующего урока, а учащимся дается задание прочитать этот материал. Таким образом, дети получают довольно обширную по объему информацию еще до урока. Это позволяет больше внимания уделять реализации развивающих целей, так как идет систематизация и обобщение этого содержания — на уроке учитель выносит на обсуждение вопросы такого вида:

На какие группы можно разделить всех животных луга?

Какая группа животных наиболее характерна для луга?

Почему на лугу встречается большое количество насекомых?

Почему на лугу не обитают крупные животные?

Для активизации познавательного интереса к изучению природы, развития самостоятельности мы используем и следующий прием. В классе вывешивается изображение какого-нибудь известного животного, например, «мудрая сова» или «задумчивая белочка», а внизу этого изображения находятся кармашки (можно смонтировать в настенном календаре природы и труда). В эти кармашки учитель помещает вопросы, а учащимся предлагается найти ответы на эти вопросы, используя для этого разные книги, журналы. Эти вопросы разные и по сложности, и по содержанию, и по объему. Например: почему на лугу насекомых много, а птиц мало? Чем различаются мел, известняк и мрамор? Вопросы, разные по уровню сложности, можно записывать на разноцветных карточках, например, вопросы трудные — на карточках красного цвета, легкие вопросы — зеленого, программные вопросы — на карточках белого цвета. Учащиеся ищут ответы, записывают их и отдают на проверку учителю. Учитель оценивает их, может выставить за эти ответы отметки, может организовать на уроке пятиминутку интересного ответа, может организовать уроки-панорамы и др.

Используется нами еще прием, который мы называем «тематическое планирование для учащихся». Реализация его заключается в следующем. До изучения большой темы, например, «Весна в природе» (II класс) или «Разнообразие нашей Родины» (III класс), мы размещаем в классе красочно оформленные темы уроков, которые будут проведены при изучении данного раздела. Например, примерно за две-три недели до знакомства с весенними изменениями в природе учащиеся II класса уже знают, что при изучении этого раздела им встретятся следующие темы: изменения в неживой природе, изменения в мире растений, в мире насекомых и птиц, диких и домашних животных и др. В классе организуется выставка книг, журналов (книги и журналы приносят и дети), где можно об этом прочитать. Дети с удовольствием читают то, что им больше всего понравилось, наиболее заинтересовало. Кого-то заинтересовал мир насекомых, кого-то первоцвет  кого-то жизнь зайца весной и т.д. Можно поместить контрольные вопросы, причем тоже в двух вариантах: программные и дополнительные. На соответствующем уроке, например «Растения весной», те учащиеся, которые прочитали о них, нашли какой-то интересный материал, с удовольствием делятся этими знаниями с товарищами.

Приемов, которые позволили бы осуществлять закрепление изученного материала, в нашей практике тоже много. Но на одном приеме нам бы хотелось остановиться. В конце урока мы практикуем написание мини-сочинений по пройденной теме. Причем, если учащиеся не успели закончить их на уроке, они делают это дома. Данный прием позволяет отрабатывать у учащихся умение письменно излагать свои мысли, при этом идет одновременно работа над выработкой грамотного письма. Сочинения учителем проверяются, исправляются ошибки, и учащиеся переписывают их уже без ошибок (отрабатывается умение грамотно списывать).

Домашние задания на всех уроках дифференцированные. Первая группа заданий — традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий — обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даются дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства и пр. Третья группа заданий — задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению природы. Если таких учеников в классе всего два-три, — это большая удача для учителя. Данная группа может увеличиться, если учитель систематически работает над развитием познавательного интереса. Пример такого задания. После изучения темы
«На Крайнем Севере» (III класс) задание третьего уровня может быть таким: подумать и письменно оформить рассказ «Может ли белый медведь съездить в гости к бурому медведю». Проверка выполнения этих заданий может осуществляться или индивидуально, или выделяется время для сообщения на уроке, или — при проведении внеклассных мероприятий.

Все перечисленное выше требует от учителя четкого планирования, на наш взгляд, годового (календарного и тематического). Необходима система внеурочной деятельности. Эти приемы позволяют дифференцированное подходить к учащимся, превратить учеников из объектов обучения в субъекты, а все в целом — активизировать познавательную деятельность учащихся.

В.В. Титова
учитель школы №21 г. Калуга, доцент КГПУ им. К.Э. Циолковского

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *