Готовим детей к школе

Обновленная школа требует иной, чем прежде, подготовки будущих первоклассников к школьному обучению. Специфических знаний по традиционным для детского сада направлениям (математика, грамота и т.п.) становится явно недостаточно. Сегодня акцент в детском саду должен делаться на обеспечение фундамента той базовой культуры, которая позволит ребенку в дальнейшем успешно овладевать разными видами деятельности на последующих ступенях образования.

Каким образом решаются эти непростые задачи?

В практике детских садов и школ Мурманска появились совместные педсоветы учителей и

воспитателей по вопросам преемственности в работе. Такие совместные советы педколлективов школы № 55 и детского сада №123 рассматривали пути более качественной подготовки дошкольника к учебе в школе. На педсоветах были определены основные задачи, включающие:

  • развитие самостоятельности при решении творческих задач;
  • формирование творческого воображения, любознательности;
  • развитие коммуникативности.

Не отказываясь от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя направлений подготовки детей к школе (формирование математических представлений, развитие речи, анализ звукового строя языка, логопедическая коррекция), педагоги детского сада обновляют формы и методы работы, апробируют новые типы занятий с дошкольниками.

Готовим детей к школе

Поговорим об этом на примере детского сада № 123.

Развитию любознательности как основы познавательной активности будущего ученика способствует специально организованная среда. В старших возрастных группах сада оформлены (в соответствии с программой «Детство») так называемые центры науки. В них представлено множество пособий, игр, книг по определенным видам человеческих знаний. В детском саду есть естественнонаучный, экологический, исторический, математический центры, центр искусства и т.д. В этих центрах представлены разнообразные макеты, материалы для экспериментирования, энциклопедии, продукты детского творчества. Здесь периодически демонстрируются творческие работы детей и их родителей.

В детском саду подготовлены серии занятий, которые дают толчок к возникновению разнообразных детских «почему», а интерес, возникающий в ходе этих занятий, имеет продолжение в свободной деятельности в вышеназванных центрах. Вот некоторые названия этих занятий: «На земле русской», «История вещей», «Я и мир», «Как все начиналось», «Путешествие бутерброда» и т.д.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, формированию навыков и практических приемов мыслительной деятельности.

Занятия под названием «Учимся думать» основаны на материалах «Информатики для малышей» В. В. Дубининой, играх А. З. Зака, мнемотаблицах интеллектуального тренинга Е. Д. Сафоновой и т.д. Здесь дети учатся высказывать суждения, выделять существенные признаки, задавать вопросы, выдвигать гипотезы. Малыши узнают способы сохранения и передачи информации.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети получают не только математические знания, но и с удовольствием воспринимают все новое, учатся анализировать, комбинировать, планировать.

В нашем детском саду создан компьютерный класс, который работает на основе программы «Знайка». Она помогает закреплять полученные знания и решать задачи самостоятельно. Занятия проводятся два раза в неделю.

Особое внимание уделяется развитию у детей творческого воображения, чему способствовало распространение системы ТРИЗа (теория решения изобретательских задач) в детском саду. Методист детского сада имел возможность участвовать в семинарах по данной системе и получил соответствующий сертификат.

Занятия «Клуба мудрецов» проводятся во всех возрастных группах. Их любят все дети. На них дошкольники учатся систематизировать свои знания об окружающем мире. Здесь малыши учатся сочинять необычные сказки, создают маленькие изобретения, учатся нестандартно мыслить. Дети учатся культуре спора, доказывают свою точку зрения, развивают коммуникативные способности. Комната фантазии оформлена детскими изобретениями, сказками.

На занятиях в изостудии «Волшебная кисточка» дети не только передают с помощью разнообразных материалов реальные предметы, явления, но и воплощают в рисунке свои представления, свое отношение к миру. А разнообразие техники (монотипия, кляксография, коллаж, рисование двумя руками, граттаж и др.) расширяют представление ребенка об изобразительных средствах. Творческое воображение позволяет будущему школьнику стать восприимчивым к окружающему миру.

Есть в детском саду и театральная студия. На занятиях «Маленький актер» дети с помощью жестов, мимики, речи учатся быть более эмоциональными, а это в свою очередь развивает коммуникативные способности, формирует навыки связной речи. Занятия в театральной студии помогают не только овладеть эмоциональной стороной речи, но и служат средством психокоррекции детей (помогают раскрепостить «зажатого» ребенка, учат выдержке непоседу и т.д.). Дети с удовольствием участвуют в спектаклях, проявляя робкие еще актерские задатки. Интересно прошли спектакли «Снежная королева», «Вниз по волшебной реке», «Ожерелье Адельмины» и др.

Уровень подготовки детей к школе определяется с помощью диагностических методик психологом, а также учителями начальных классов. И этот уровень достаточно высок. На совместных педагогических советах школы и сада учителя отмечают умение детей рассуждать, доказывать, спорить. Наблюдая за детьми, работая с ними, психолог детского сада глубоко изучает личность каждого ребенка и при поступлении его в школу составляет подробную характеристику, которая поможет учителю лучше понять малыша, опираясь на его природные задатки и способности, предупредить возможные трудности при адаптации ребенка к школьному обучению.

Наш детский сад сотрудничает не только со школой, но и с городским Домом творчества, школой искусств, центром «Лингва». Дом творчества организует на базе детского сада музыкальный театр, кружок экологии. Дети, посещающие в детском саду кружки хореографии, обучения игре на фортепиано, ручного труда, поступив в школу, продолжают посещать занятия в Доме творчества, школе искусств.

Насыщенная, полнокровная жизнь детей в детском саду обеспечивает высокий уровень их подготовки к обучению в школе.

Л. В. КОВАЛЕВА,
заведующая детским садом № 123 г. Мурманска
Журнал «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» №1-2000

Похожие статьи:

  • Гигиенические требования к организации учебного процесса В учебном процессе важно не только адаптированная возрасту учеников образовательная программа, но и соблюдение определенных гигиенических требований. К таким требованиям относится не […]
  • Этикет в воспитании ребенка Этикет (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — это правила и нормы, отражающие представления о должном поведении человека в обществе. Правила этикета могут отличаться, так, к примеру, […]
  • Чтобы учитель хорошо работал, он должен быть хорошо подготовлен! ЭНВЕР ГАРУНОВ, профессор Дагестанского педагогического университета Немного о себе. Работаю на ниве просвещения более 55 лет. Начинал свою педагогическую деятельность в 16-летнем […]
  • Детские игрушки на аккумуляторах С каждым днем ваш малыш становится взрослее. Он познает окружающий его огромный мир. Незаменимыми помощниками малыша в этом познании становятся игрушки. Во время игры дети развиваются и […]
  • О дополнительном образовании для детей начальной школы Начальная школа – время окончательного формирования мировоззрения и характера ребенка. Поэтому особенно важно, чтобы в этот период ребенок как можно больше соприкасался с позитивным, […]
  • Отдых с ребенком. Лето – это пора отпусков, а следовательно и поездок по «заграницам» и всякого рода курортам. Рассмотрим вариант, когда вы не отправляете вашего ребенка в деревню или на дачу к бабушке, а […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *