Курс «Мир вокруг нас» в модели «Школа России»

А.А. ПЛЕШАКОВ

Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».

В III классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизировано и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого.

Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Рекомендуем другие статьи:

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествие по городам и странам», которой завершается программа III класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближайшего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

В IV классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, — как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные со-
общества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Похожие статьи:

  • Гигиенические требования к организации учебного процесса В учебном процессе важно не только адаптированная возрасту учеников образовательная программа, но и соблюдение определенных гигиенических требований. К таким требованиям относится не […]
  • В режиме реального времени 25 октября 2011 г. в очередной беседе on-line на сайте журнала «Начальная школа» на вопросы посетителей сайта отвечала доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и […]
  • Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №3. Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №2. Г.П. СЕРГЕЕВА, канд. пед. наук, доцент, руководитель Центра эстетического образования Московского института развития образовательных […]
  • Курс «Мир вокруг нас» в модели «Школа России» А.А. ПЛЕШАКОВ В модели «Школа России» образовательный компонент «Окружающий мир» представлен учебным курсом «Мир вокруг нас», который изучается в I—IV классах. Программа «Мир вокруг […]
  • Факультатив «Веселая народная школа» Народная педагогика — мудрая и добрая помощница в воспитании детей. Более 10 лет назад я разработала программу факультатива «Веселая народная школа», которую утвердили на городском […]
  • Школьные комплексы Комплексы, которые сформировались у ребенка в школьные годы, могут стать проводниками его жизненного пути. Необходимо оказать помощь ребенку для преодоления комплексов. Разнообразие […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *