Курс «Мир вокруг нас» в модели «Школа России»

А.А. ПЛЕШАКОВ

В модели «Школа России» образовательный компонент «Окружающий мир» представлен учебным курсом «Мир вокруг нас», который изучается в I—IV классах.

Программа «Мир вокруг нас» и ее методическое обеспечение являются результатом многолетней работы, направленной на то, чтобы создать единый, целостный курс, обеспечивающий полную реализацию обязательного минимума содержания по образовательному компоненту «Окружающий мир». До недавнего времени курс «Мир вокруг нас» преподавался только в I и II классах, а далее обучение велось по учебникам природоведения, хорошо известным многим учителям. Природоведение как самостоятельный учебный предмет сохраняется и сейчас. Однако с 2001-2002 учебного года у учителей России появилась возможность выбора: либо в III классе, как и прежде, работать по учебнику «Природоведение», либо перейти на новый учебник «Мир вокруг нас». Новая книга, в отличие от учебника природоведения, включает не только естественно-научный, но и обществоведческий материал.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI в. их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель
— воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относится также воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматривают их в неразрывном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих идей: 1. Идея многообразия мира; 2. Идея экологической целостности мира; 3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая ценность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической ценности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознавания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *