O безотметочном обучении

Безотметочное обучение способствует формированию личности, но оно требует новых методических приемов и усилий от учителя.

Поддерживать интерес к учению у каждого ребенка нелегко. Достичь этого можно причетком выделении учебных задач на четверть, неделю, урок.

Дети должны знать, какие новые слова и фразы надо научиться говорить, что и как делать руками, как сопровождать физические действия речью, как «работать» глазами (куда посмотреть в случае затруднения), когда и как слушать. При организации учебного процесса в поле зрения учителя должны быть те средства обучения, с помощью которых педагог может воздействовать на развитие широты зрения: фонематического слуха, умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу и т.д.), умения правильно пользоваться ручкой, карандашом, линейкой, учебником.

Желание преодолеть затруднение возникает у ребенка тогда, когда он четко осознает свои пробелы, знает, как их исправить; когда чувствует поддержку учителя, родителей и товарищей. Хвалить нужно за работу на уроке не вообще всех, а конкретного ученика за его пусть маленький, но успех. Самое большое удовлетворение человек испытывает при преодолении трудностей. Радость познания надо поддерживать всеми средствами: мимикой, улыбкой, отношением друзей и родителей.

Но чтобы создать такую атмосферу в классном коллективе, необходимо доступное обозрение достигнутых успехов. Необходим учет успехов. Учитель считает эту обременительную работу ненужной, избегает ее и теряет в лице родителей самых активных помощников. Родители первоклассников – частые гости в классе, ждут от учителя оценки готовности ребенка к учебному труду, а не просто похвал дитяти. Заглянув в таблицу учета, которая всегда лежит на столе учителя, родители видят пробелы и становятся первыми помощниками, а не назидателями.

На самых первых уроках математики необходимо выявлять следующее:

O безотметочном обучении

Четко определив для себя границы необходимых знаний и умений данного периода обучения, учитель будет работать не ради того, чтобы провести урок, а «нарабатывать» необходимую «основу», без чего невозможно продвижение вперед. Это очень важно: дальнейшее обучение будет строиться с учетом индивидуальных возможностей учащихся, с дифференциацией вопросов и заданий.

Рекомендуем другие статьи:

На этапе обучения ± в пределах 10 следует учесть:

O безотметочном обучении

При сложении и вычитании в пределах 100 учесть случаи вида:

O безотметочном обучении

Примеры для самостоятельных работ давать аналогичные тем, какие указаны в таблице. Таблицы учета умений и знаний используются на протяжении изучения темы. Таким образом, в них заносятся результаты всех самостоятельных работ. По данным таблицам будет видно, как каждый ученик овладевал вычислительными навыками. Наблюдения интересны не только для учителя, но и для родителей и детей.

Интерес к учебному труду повышается. Учащиеся активнее работают, внимательнее следят за ответами товарищей, сопереживают, стремятся всеми силами преодолеть трудность.

На мой взгляд, безотметочное обучение не осуществить без учета успехов и ошибок, ибо человеку свойственно желание знать результаты своего труда. Стимулом в учебе является чувство удовлетворенности, возникшее в процессе правильно выполненной работы, закреплять это чувство надо оценкой результатов. Полезно перед изучением новой темы на МО параллельных классов коллективно составлять подобные таблицы (не только по математике, но и по русскому языку), чтобы учесть перечень всех знаний и умений, характерных для данного этапа обучения, и определить сроки. Интересно будет потом сравнить качество усвоения материала по классам. Такая совместная работа направит на поиски более эффективных путей обучения.

В практике своей работы в конце недели на основе учета ошибок во II и III классах вместе с детьми выставляю одну общую оценку в дневник и журнал. Оценка наша становится весомой, значимой, охватывающей недельный труд с учетом достигнутого результата. Дети учатся с интересом, критически оценивая товарищей и себя.

М. П. НИКИТИНА,
учитель Псковского педагогического комплекса

Похожие статьи:

  • В режиме реального времени 25 октября 2011 г. в очередной беседе on-line на сайте журнала «Начальная школа» на вопросы посетителей сайта отвечала доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и […]
  • Гигиенические требования к организации учебного процесса В учебном процессе важно не только адаптированная возрасту учеников образовательная программа, но и соблюдение определенных гигиенических требований. К таким требованиям относится не […]
  • Иностранцы в твоем портфеле Вечером ты кладешь в свой портфель тетрадки и учебники, пенал и альбом и не подозреваешь, что несешь с собой в класс компанию иностранцев со всех концов света. Точнее, не сами эти предметы […]
  • Каким должен быть внешний вид учителя начальных классов? Учитель, тем более, начальных классов – это всегда образец для подражания. И пусть не для всех 100% ученической аудитории, однако некоторые все же будут возводить его в идеал. Внешний вид […]
  • Волевая готовность ребёнка к школе В данном случае, дела обстоят гораздо проще, чем, к примеру, в ситуации познавательной готовности. Всем родителям известно, что школа является особенным заведением, которое отличается […]
  • Консультация детского психолога — роскошь или необходимость В наше время, когда все настолько быстро развивается, меняется и совершенствуется, родители,зачастую, не всегда бывают в состоянии уследить за изменениями в своем ребенке и вовремя […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *