О перестройке начального математического образования. (Часть №2)

О перестройке начального математического образования. (Часть №1)

Л.М. ФРИДМАН,
Москва

Я считаю, что нужно произвести следу­ющие основные изменения.

1. В начальную школу приходят дети 6-7-летнего возраста. Как показывают мас­совые обследования и специальные иссле­дования, большинство страдает простран­ственным эгоцентризмом. И если в детстве не избавить детей от пространственного эгоцентризма, то у многих взрослых разви­вается коммуникативный и моральный эго­центризм (Фридман Л.М. Еще один взгляд на феномен Пиаже // Вопросы психо­логии. — 1999, № 6).

Пространственный эгоцентризм у детей проявляется в том, что они не могут встать на точку зрения другого, увидеть окружаю­щий мир глазами другого человека. Поэто­му целесообразно начинать знакомить де­тей, только пришедших в школу, с понятием ориентация в пространстве. Под ориента­цией в пространстве понимается установле­ние положения того или иного предмета в пространстве.

Надо знакомить детей со следующими видами ориентации в пространстве:

  1. Установление принадлежности пред­мета (точки) линии или плоскости. (На какой улице находится дом, в кото­ром вы живете? А как наиболее просто это изобразить? Улица — это линия, дом — это точка на этой линии.. Картина висит на сте­не, холодильник стоит на полу и т.д.)
  2. Установление расположения предмета относительно других, находящихся вместе с ним на одной линии: 1) предмет находится между двумя другими; 2) передний, задний в ряду предметов на линии; 3) один предмет выше (над) или ниже (под) другими.
  3. Расположение предметов внутри или вне замкнутой линии.

Этими тремя способами ориентации предметов в пространстве дети овладевают легко. Нужна лишь некоторая тренировка в построении схем взаимного расположения предметов (точек), линий и плоскостей.

Рекомендуем другие статьи:

Дети встретятся с малознакомыми сло­вами: пространство, ориентация, взаим­ное расположение, линия, точка и др. Ника­ких определений этих понятий детям давать не нужно. Из контекста они постепенно уяс­нят смысл этих понятий. Можно лишь по­ставить несколько контрольных вопросов, чтобы убедиться, что они правильно уясни­ли их смысл.

Одновременно с этим дети изучают прямые и кривые линии, замкнутые и не­замкнутые, некоторые виды геометричес­ких фигур (окружность, овал, треугольник и др.), направления на прямой линии, по­рядок точек (предметов) на прямой, непо­средственно предшествующий и непо­средственно следующий предмет в ряду предметов и др.

Трудности начинаются тогда, когда детям надо установить положение предметов отно­сительно своего тела. Тело человека пред­ставляет собой трехмерную систему коорди­нат: раздвинутые в сторону руки — это одна ось координат, ось симметрии тела, проходя­щая между глазами и ногами, — это вторая ось, наконец, прямая перпендикулярная те­лу — это третья ось.

О перестройке начального математического образования. (Часть №3)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *