О перестройке начального математического образования. (Часть №3)

О перестройке начального математического образования. (Часть №2)

Л.М. ФРИДМАН,
Москва

Установить ориентацию предмета отно­сительно своего тела — это значит устано­вить положение соответствующей этому предмету точки в указанной системе коор­динат. Следовательно, предмет может нахо­диться относительно тела слева, справа, впереди, позади, выше (над телом), ниже.

Сначала надо убедиться, что все дети пра­вильно ориентируются среди окружающих предметов относительно своего тела. Если найдутся дети, которые затрудняются в этом, то надо организовать пары или группы таких детей, с которыми потренируется ученик, хо­рошо владеющий этим материалом.

После этого перед учащимися ставится главная задача: сказать, что и как видит дру­гой человек, стоящий в другой позиции (на­пример, напротив). Неумение ребенка отве­тить правильно на этот вопрос и есть эго­центризм.

В наших экспериментах мы делали так. Ученик становится перед большим изобра­жением местности: это может быть рису­нок или макет (что лучше). На нем должны быть: лес, дорожки в лесу, река, пристань, домик внизу и домик вверху и др. Ученик, стоя у нижнего домика, где он как будто живет, должен рассказать, что и как он ви­дит на этом рисунке или макете, а затем рассказать, как должен идти его друг, кото­рый живет в верхнем домике, к нему в гос­ти, если он никогда у него раньше не был (друг воображаемый). Чтобы сделать эту задачу интересней, говорим ученику: «Представь, что у тебя и у твоего друга имеются «мобильники». Ты можешь по те­лефону говорить другу, как ему идти к тебе: по какой дорожке начать, где и как повер­нуть и т.д.»

И очень многие дети не могут правиль­но решить эту простую, казалось бы, зада­чу: они рассказывают не как должен идти их друг, а как они бы сами шли к домику друга.

С детьми, у которых обнаружился эго­центризм, проводятся следующие упражне­ния. Ребенок становится в центре класса и рассказывает, что и как он видит в классе: что слева, что справа, впереди, позади. А за­тем ему командуют: «Повернись направо, кругом и т.д.», и каждый раз он должен рас­сказать, что и как он теперь видит в классе. Ученик убеждается, что расположение не­подвижных предметов относительно тела зависит от положения тела в пространстве класса. Только после этого его учат решать основную задачу: сказать, что и как видит те же предметы другой ученик, стоящий на­против него или в пол-оборота.

Несколько таких занятий полностью ликвидируют эгоцентризм детей.

О перестройке начального математического образования. (Часть №4)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *