О перестройке начального математического образования. (Часть №7)

О перестройке начального математического образования. (Часть №6)

Л.М. ФРИДМАН,
Москва

Академик А.Н.Колмогоров писал, что общепринятая система с педагогической стороны дефектна, это видно хотя бы из тех трудностей, которые затем возникают при усвоении учащимися независимости смыс­ла геометрических и физических формул от выбора единиц измерения и понятия «раз­мерности» геометрических и физических формул» (Предисловие к книге: Лебек А. Измерение величин. — М., 1960, с. 10).

7. В современных учебниках и пособиях для начальной школы почти на каждой странице много разных цветных рисунков. Даже задания даются в виде рисунков. Тем самым авторы, должно быть, осуществляют «принцип наглядности» в обучении, как его понимали Я. Коменский, К. Ушинский и многие современные педагоги. Между тем еще в 1984 г. я в книжке «Наглядность и мо­делирование в обучении» показал, что и Я. Коменский, и К. Ушинский неверно по­нимали наглядность, отождествляя ее с чув­ственностью. В этой книжке показано, что:

— Наглядность не есть какое-то свой­ство или качество реальных объектов, предметов или явлений, которое восприни­мается органами чувств. Наглядность есть свойство, особенность психических образов этих объектов.
— Наглядность есть показатель про­стоты и понятности для данного человека того психического образа, который он со­здает в процессах восприятия, памяти, во­ображения и мышления. Поэтому не на­глядным может быть образ реально суще­ствующего и воспринимаемого объекта и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета, реально не существующе­го, а лишь воображаемого.

— Наглядность или не наглядность об­раза, возникающего у человека, зависит главным образом от особенностей послед­него, от уровня развития его познаватель­ных способностей, от его интересов и склонностей, наконец, от потребности и желания понять образ этого объекта.

Сам по себе непроизвольно наглядный образ, как правило, не возникает. Он созда­ется только в результате активной работы, направленной на его создание.

Использование так называемых нагляд­ных пособий не всегда полезно, иногда оно даже вредно, как и перенасыщение учебных пособий разными рисунками.

8. Важной задачей начального математи­ческого образования является формирова­ние у учащихся приемов решения тексто­вых (сюжетных) задач. По своему проис­хождению эти задачи имеют чисто практи­ческое, прикладное значение. Но в настоя­щее время их главная роль уже состоит в другом, а именно: в формировании у уча­щихся общих приемов математического моделирования.

Решение этих задач не есть самоцель, а лишь средство обучения. Оно должно зани­мать значительно меньше времени, чем за­нимает сейчас. Количество решаемых за­дач следует сократить примерно на 30-40 процентов, а освободившееся время ис­пользовать для первичного знакомства де­тей с приближенными вычислениями, ве­роятностью, с методами анализа задач, по­строения схематических и иконических мо­делей этих задач.

Я смог здесь указать лишь основные из­менения в содержании и проведении обуче­ния начальной математике, но мне пред­ставляется, что без этих изменений обуче­ние математике в начальной школе не будет выполнять ту роль, для которой оно пред­назначено.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *