О перестройке начального математического образования. (Часть №1)

Л.М. ФРИДМАН,
Москва

Начальная школа является фундаментом всего общего и специального (профессио­нального) образования. От того, каковы содержание, организация и методика на­чального обучения зависит не только эф­фективность всего дальнейшего образова­ния человека, но и его судьба, ибо именно в этот возрастной период начинается фор­мирование личности, ее направленности, развитие характера и способностей.
В этой огромного значения работе на­чальной школы значительное место и боль­шую роль играет обучение математике. За последние годы издано большое число раз­ных учебных пособий по математике для начальной школы (как одобренных Минис­терством образования, так и не прошедших процедуру такого одобрения). Однако если внимательно проанализировать все эти, на первый взгляд, разные пособия, то их на­правленность и содержание мало чем раз­личаются. Больше того, направленность и содержание этих пособий не отличается от пособий по арифметике, изданных в России 100 и больше лет назад.

И тогда и теперь направленность на­чального курса математики одна и та же, а именно прикладная: сформировать прочные умения и навыки устных и письменных вы­числений, измерений простейших величин и применений этих умений и навыков для решения разнообразных искусственных не очень интересных текстовых задач, вроде такой: «Во дворе гуляли 5 мальчиков и 4 де­вочки. Сколько детей гуляли во дворе?» Ка­кой интерес может вызвать подобная задача у 6-7-летнего ребенка, который каждый день смотрит телевизор, играет в компью­терные игры и обсуждает со своими сверст­никами многие сложные проблемы совре­менной жизни?

Реальная жизнь за эти годы коренным образом изменилась, изменились и потреб­ности людей в математических знаниях и умениях.

Известный учитель математики и автор учебников В.И. Рыжик обоснованно ут­верждает, что 90% выпускников школы ни­когда не будут использовать школьную ма­тематику в своей взрослой деятельности и поэтому присоединяется к возмущению журналиста Ю. Роста, который писал: «Господи, каким только мусором не забива­ли нам голову учителя! Что, какая часть из того, чем мучили нас и мучают теперь на­ших детей, сгодилась нам в жизни, для дела, любви, радости?»

Между тем математика всегда была и все­гда будет основным учебным предметом об­щего образования. Как же надо перестроить начальное математическое образование, что в нем надо изменить, чтобы оно действи­тельно стало фундаментом всего математи­ческого образования и чтобы оно «сгодилось для жизни, для дела, любви и радости»?

О перестройке начального математического образования. (Часть №2)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *