Подготовка учителя к использованию познавательных заданий историко-математического характера

В.Н. ЗИНОВЬЕВА,
старший преподаватель КГПУ, г. Калуга

Для примера покажем общий план подготовки к урокам, на которых есть возможность использовать исторический материал для активизации познавательной деятельности школьников:

  • определить место исторического материала при изучении темы;
  • установить, с какими элементами данной темы или группы тем допустимо связать использование исторического материала;
  • определить место исторического материала в уроке, возможность использования его на протяжении всего урока или фрагментарно;
  • отобрать из известных средств реализации те, которые могут быть использованы наиболее результативно на данном уроке;
  • наметить внеклассные занятия, на которых могут быть более полно обсуждены данные вопросы.

Представим также формы включения историко-математического материала. К ним относятся:

На уроках:

  • исторические отступления на уроке (беседа 2-10 минут);
  • сообщение исторических сведений, органически связанных с программным материалом;
  • специальные уроки по истории математики (в старших классах — лекции).

На внеурочных занятиях:

  • математические кружки;
  • историко-математические вечера;
  • стенная газета;
  • внеклассное чтение;
  • домашние сочинения;
  • составление альбомов и альманахов;
  • работа по сбору «народной математики»;
  • сообщение учителя или учащихся на классном собрании;
  • беседы, лекции, доклады учителя или приглашенных научных работников;
  • просмотр специальных научно-исторических кинофильмов и диапозитивов.

Выделим основные принципы, на которых строятся познавательные задания историко-математического характера. Ими являются:

  • охват основных тем школьного курса математики;
  • актуальность темы для истории края и страны;
  • раскрытие общих закономерностей в историческом развитии науки, особенностей в развитии отечественной математики;
  • разнообразие познавательных заданий по форме и содержанию, по степени трудности их выполнения;
  • учет интересов учащихся.

Использование познавательных заданий приводит к положительным результатам тогда, когда имеют место:

  • систематическая постановка заданий;
  • постепенное и последовательное их изложение;
  • осознание учащимися роли и значения заданий для развития их познавательных способностей;
  • максимальное приближение заданий к потребностям и основным тенденциям интеллектуального развития учащихся.

Рассмотрим требования к разработке системы познавательных заданий исторического характера. К ним относятся:

Рекомендуем другие статьи:
  • глубокая научность материала заданий;
  • органическая связь с программой по математике;
  • направленность заданий на приобретение новых знаний, на повторение и закрепление их, на развитие умений и навыков; на использование различных источников и методов исследования;
  • задания по возможности должны носить проблемный характер, ориентировать на самостоятельный поиск, исследование и вызывать повышенный интерес.

Приведем примеры различных видов познавательных заданий исторического характера, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

1. Выполни действия так, как бы это сделали египтяне (способом удвоения). Проверь себя традиционным способом: 34 ■ 5; 15 ■ 16; 170 : 34; 240 : 16.

2. Для определения площади четырехугольника вавилоняне брали произведение полусумм противоположных сторон. Выясните, для каких четырехугольников эта формула точно определяет площадь. Каким образом эта формула связана с формулой для вычисления площади прямоугольника в курсе математики начальной школы?

3. Решите задачу Евклида разными способами:

Мул и осел под вьюком по дороге с мешками шагали,
Жалобно охал осел, непосильною ношей придавлен.
Это подметивший мул обратился к попутчику с речью:
«Что же, старина, ты заныл и рыдаешь, будто девчонка?
Нес бы вдвойне я, чем ты, если б отдал одну ты мне меру».
«Если бы ты у меня лишь одну взял, то мы бы сравнялись».
Сколько нес каждый из них, о геометр, поведай нам это?

4. Сколько метров получится, если к полчетверти сажени прибавить полчетверти версты, да еще полпята аршина (с точностью до метра)?

5. В немецкой транскрипции имя Леонард Эйлер содержит девять различных букв. Каждая из них шифруется в одну из девяти цифр в арифметическом ребусе. Найдите единственно возможное решение:

LEONHARD EULER
1 2 3 2 55 5 1

6. Вспомните русские народные пословицы и поговорки, в которых встречается математическая терминология. Какие числа называются волшебными? В чем их «волшебство»?

7. Подберите русские народные пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные русские меры. Объясните их смысл.

8. Гость купил 8 664 овчины, а сторговал 100 овчин по 1,5 рубля; да и продал те овчины, ино ему сходилося со 100 овчин по 8 овчин прибыли. Ино, сколько тот гость за овчины денег платил и что у овчин принял денег, сочти им.

9. Лев съел овцу одним часом, а волк съел овцу в два часа, а пес съел овцу в три часа. Ино хощеш ведати, сколько бы они все три — лев и волк, и пес — овцу съели вместе вдруг и сколько бы они скоро ту овцу съели, сочти ми.

10. Задача Л.Н. Толстого: Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца, вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?

Знание будущим учителем перечисленных форм организации занятий с использованием исторического материала дает возможность приобрести профессиональные умения организации познавательной деятельности школьников.

Похожие статьи:

  • Гигиенические требования к организации учебного процесса В учебном процессе важно не только адаптированная возрасту учеников образовательная программа, но и соблюдение определенных гигиенических требований. К таким требованиям относится не […]
  • В режиме реального времени 25 октября 2011 г. в очередной беседе on-line на сайте журнала «Начальная школа» на вопросы посетителей сайта отвечала доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и […]
  • Как помочь ребенку развить социальные навыки Для детей, школа всегда была настоящим испытательным полигоном, где у них формируется самооценка, где они принимают и отвергают друг друга ежедневно. На этом этапе жизни, приобретение […]
  • Коммуникативная готовность ребёнка к школе В данном случае, на готовность малыша к обучению влияют следующие моменты: его умение налаживать контакт со сверстниками; его умение адекватного пребывания в коллективе; его умение […]
  • Причины, лечение и реабилитация после менингита. Диагноз «менингит» - это воспаление оболочек спинного и головного мозга, когда клетки не повреждаются, но воспаление развивается снаружи мозговой ткани. Причины Заболеть менингитом […]
  • Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №3. Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №2. Г.П. СЕРГЕЕВА, канд. пед. наук, доцент, руководитель Центра эстетического образования Московского института развития образовательных […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *