Подготовка учителя к использованию познавательных заданий историко-математического характера

В.Н. ЗИНОВЬЕВА,
старший преподаватель КГПУ, г. Калуга

Одна из возможностей формирования творческого мышления учащихся — развитие их познавательных способностей. Существенным педагогическим средством, направленным на развитие внутренней потребности интеллектуального роста, является использование познавательных заданий. Задача учителя состоит в том, чтобы при помощи познавательных заданий предусмотреть ход мыслительной деятельности учащихся, который привел бы их к самостоятельным выводам, обобщениям и открытиям. Большую роль в развитии школьников играют познавательные задания исторического характера. Задания данного вида имеют определенные методологические и педагогические цели: установление диалектической взаимосвязи между историей страны и края, раскрытие причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса, углубление, расширение, конкретизация, повторение и закрепление знаний по предмету. Кроме того, эти задания являются средством активизации познавательной деятельности, способствуют установлению связи между учебной и внеучебной работой и приобщению учащихся к самостоятельному творческому труду. Знакомство с историей науки существенно влияет на более глубокое усвоение основных научных понятий и дает возможность правильно формировать представления о диалектике процесса познания, закономерности развития математической науки и эмоционально настраивать учащихся на положительное восприятие культурного наследия.

* * *

Чтобы учитель научился использовать в своей работе задания историко-математиче-ского характера, ему необходимо владеть научными знаниями исторического материала и умениями включать исторический материал в тему урока.

Знание прошлого науки позволяет в концентрированном виде получить представление о формировании научных понятий, возникновении научных идей, создании методов исследования. О значении истории науки говорил еще Г Лейбниц: «Весьма полезно знать истинное происхождение замечательных открытий, особенно таких, которые сделаны не случайно, а силою мысли. Это приносит пользу не только тем, что история воздает каждому свое и побудит других добиваться таких же похвал, сколько тем, что познание метода на выдающихся примерах ведет к развитию искусства открытия». Б. Гнеденко, развивая эту мысль, отмечал, что история науки — это тот факел, который освещает новым поколениям путь дальнейшего развития и передает им священный огонь Птолемея, толкающий их на новые открытия, на вечный поиск, к познанию окружающего мира, включая их самих.

История науки в школе нужна для реализации важнейших целей обучения: формирования диалектико-материалистического мировоззрения, научного и теоретического мышления, эмоционально-мотивационной сферы и системы ценностей учащихся. Формирование указанных свойств личности служит одновременно и средством глубокого усвоения наук, развития и воспитания школьников. История науки в единстве с материалом и логикой предмета показывает науку как деятельность на макро- и микроуровне: исторический процесс развития науки и процесс отдельного открытия. История математики представляет собой часть общей истории развития человеческой культуры. История математики как одна из математических дисциплин включает в себя:

  • факты, накопленные в ходе ее развития;
  • гипотезы, т.е. основанные на фактах научные предположения, подвергающиеся в дальнейшем проверке опытом;
  • результаты обобщения фактического материала, выраженные в математических теориях и законах;
  • методологию, т.е. общетеоретические истолкования математических законов и теорий, характеризующие общий подход к изучению предмета «Математика».

Предметом изучения является выяснение того, как происходит развитие элементов математики в изучаемый исторический период и куда оно ведет. В соответствии с этим на историю математики возлагается решение большого круга задач.

Чтобы подготовить учителей к использованию познавательных заданий историко-математического характера, необходима организация специальных занятий. Они призваны помочь учителю углубить знания по истории математики и научить его работать с историческим материалом в начальной школе. Для этого мы используем занятия, цель которых:

  • изучить математическую культуру и ее развитие у различных народов и наций, уделив особое внимание России;
  • раскрыть основные закономерности развития математики;
  • познакомить с жизнеописанием и научной деятельностью ученых-математиков;
  • определить содержание, объем исторических сведений, используемых в школьном курсе математики;
  • обучить студентов основным принципам отбора материала из истории математики, который можно использовать в школе на уроках и во внеклассной работе;
  • сформировать технологию использования элементов истории математики в процессе обучения.

Похожие статьи:

  • В режиме реального времени 25 октября 2011 г. в очередной беседе on-line на сайте журнала «Начальная школа» на вопросы посетителей сайта отвечала доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и […]
  • Гигиенические требования к организации учебного процесса В учебном процессе важно не только адаптированная возрасту учеников образовательная программа, но и соблюдение определенных гигиенических требований. К таким требованиям относится не […]
  • Электронное приложение к букварю Урок обучения грамоте Ю.В. КАРАКУРЧИ, Учитель-методист, Некоммерческое партнерство «Телешкола», Москва Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования […]
  • Организация конкурсной деятельности учителей начальных классов Работа научно-методического сообщества «Проблемы использования информационных и коммуникационных технологий» В.П. КУЗОВЛЕВ, ректор, доктор педагогических наук, профессор Н.П. […]
  • Формы работы над словарными словами УМК «Школа 2100». II класс Е.И. КЕКОШ, учитель начальных классов, школа № 9, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ При работе над словарными словами всегда используется Толковый […]
  • Как проходит адаптация первоклассника Ваш ребёнок полгода посещает школу и можно обсудить, как прошла его адаптация, чего он добился, какие неприятности произошли. Начало учёбы было празднично и торжественно: ребёнок получил […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *