Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №1.

Г.П. СЕРГЕЕВА,
канд. пед. наук, доцент,
руководитель Центра эстетического образования Московского института развития образовательных систем (МИРОС)

Модель начального образования «Школа России» включает в себя широкую культурологическую парадигму современного начального образования и воспитания учащихся. Предмет «Музыка» представляет в данной модели образовательную область «Искусство» и призван решать задачи приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям человечества, формировать их духовную культуру, навыки художественной деятельности, творческие способности.

С 1998 г. издательство «Просвещение» одним из первых в России начало выпуск учебно-методического комплекта «Музы­ка» для четырехлетней начальной школы. Авторский коллектив — Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева (руководитель проекта), Т.С. Шмагина — поставил перед собой за­дачу оснащения урока музыки в образова­тельных учреждениях таким комплектом, в котором наиболее полно были бы отражены как содержание массового образования, так и новые образовательные технологии преподавания музыки в школе. Идеи музы­кально-педагогической концепции Д.Б. Ка­балевского, получившие свое воплощение в отечественной музыкальной педагогике, стимулировали авторский поиск.

Комплект изначально задумывался ав­торами как серия пособий для учащих­ся — учебник, рабочая тетрадь; для учите­ля — программа, хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала, методи­ческое пособие. Именно такое оснащение урока музыки представляется авторскому коллективу наиболее целесообразным. При этом не исключается возможность издания и других материалов — наглядных посо­бий, репертуарных сборников, литературы для учащихся, родителей, сборников из опыта работы учителей музыки, учебных видеофильмов и пр.

На каких же принципах выстраивается содержание УМК «Музыка»?

Во-первых, в основе содержания УМК такие направления музыкальной культуры как фольклор, музыка религиозной тради­ции, произведения композиторов-класси­ков, современные сочинения. Именно та­кой широкий охват явлений музыкального искусства уже на первоначальном этапе обучения дает возможность ребенку посте­пенно осознавать мысль о единстве различ­ных «пластов» музыки, их прочных связях с окружающей жизнью, с внутренним ми­ром человека, понять их взаимовлияние друг на друга, делает процесс познания му­зыки не только целостным, но и нравствен­но значимым.

Русский музыкальный фольклор позво­ляет ввести детей в мир традиционной рус­ской культуры. Фольклор предстает на му­зыкальных занятиях как искусство синкре­тичное, в котором сочетаются напев и сло­во, движение и звучание народного инстру­ментария, элементы костюма и среда быто­вания тех или иных образцов народного творчества. Народные обряды, традиции и праздники также становятся предметом изучения на уроках музыки. Фольклор рас­сматривается авторами программы и как исток творчества композиторов-классиков. Народность интонаций, тем, образов музы­ки служит предметом изучения многих произведений мировой музыкальной куль­туры уже в начальной школе.

Музыка религиозной традиции рассмат­ривается в программе на основе культуро­логического подхода как часть «храмового синтеза искусств». Изучение музыкальной культуры русской православной церкви ос­новывается на доступных детям сочинени­ях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. При этом не исклю­чается знакомство детей с музыкой других религиозных конфессий.

Классическое наследие составляет большую часть музыкального материала программы. Именно знакомство детей с лучшими хрестоматийными образцами классической музыки позволяет формиро­вать «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский), закладывать в созна­ние ребенка понимание тех «вечных тем» искусства и жизни, которые воплощаются в музыкальных образах. Это — любовь и ненависть, добро и зло, мир и война, жизнь и смерть, отношение к Отчизне, ма­тери, природе, культуре и т.п. Нравствен­ная основа произведений классической музыки позволяет развивать «родственное отношение к миру» (М. Пришвин), искать ориентиры, помогающие детям противо­стоять натиску современной низкопроб­ной попкультуры.

Современная музыка на первоначальном этапе обучения представлена в программе как академическим направлением, развива­ющим лучшие традиции классики, так и произведениями массовой популярной му­зыки — оперетта, мюзикл, джаз, рок-опера, авторская песня.

Во-вторых, введение младших школь­ников в мир музыки начинается, по мудро­му выражению народного художника Рос­сии Б.М. Неменского, «от родного порога», от интонаций, тем, образов родной, рус­ской музыки. Это позволяет не только «возрождать» генетический код сознания учащихся, направляя его действие на обре­тение национального музыкального слова­ря, но и создавать предпосылки для фор­мирования у детей любви и уважения к ду­ховной культуре своего Отечества. Удель­ный вес русской музыки (как народной, так и профессиональной) в комплекте до­статочно велик. Ее высокий нравственный потенциал, глубина отражения жизни, ху­дожественные достоинства позволяют раз­вивать позитивное отношение детей к род­ным истокам. В таком подходе отражается оригинальность авторского замысла содер­жания УМК «Музыка».

В-третьих, отбор содержания в УМК строится на принципах художественно-пе­дагогической концепции композитора Д.Б. Кабалевского — художественная зна­чимость, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность. Именно эти принципы дают возможность авторам очертить тот круг явлений музыкальной культуры, который в состоянии прочувство­вать и понять ребенок младшего школьного возраста.

Продолжая разработку художественно- педагогической идеи урока, начатую в ис­следованиях Л.В. Горюновой, авторы предложили свою модель тематизма учебников и рабочих тетрадей, в которой нашло отражение единство «специфичес­ки музыкального» и «нравственно-эстети­ческого». Художественно-педагогическая идея пронизывает все музыкальные произ­ведения урока музыки, подчиняя себе учебную тему, раздел учебника. В рамках идеи происходит освоение учащимися тех закономерностей музыкального искусства, изучение которых планируется учителем на данном этапе обучения. Эта идея позво­ляет учителю и ребенку осмысливать му­зыку сквозь призму нравственно-эстетиче­ских общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответов на вопрос: «Что есть истина, добро, красота в окру­жающем мире?»

Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *