Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №2.

Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №1.

Г.П. СЕРГЕЕВА,
канд. пед. наук, доцент,
руководитель Центра эстетического образования Московского института развития образовательных систем (МИРОС)

Педагогическая целесообразность отбо­ра материала на урок музыки предполагает учет возрастных особенностей младших школьников как при восприятии музыки, так и при ее исполнении.

В-четвертых, одним из ведущих прин­ципов УМК является принцип интонаци- онности. Музыкальное произведение со­ставляет смысловое ядро каждого урока. Содержание урока музыки как урока ис­кусства зависит от того, насколько точно подобраны учителем сочинения разных стилей, эпох, композиторов, народного му­зыкального искусства. От их образно-эмо­ционального содержания, воспитательной направленности, педагогической целесо­образности зависит и выбор методов обу­чения. К интонационно-образному анализу музыкальных сочинений учитель прибега­ет постоянно в процессе восприятия музы­ки и размышлений о ней.

Отечественному музыковеду Б.В. Аса­фьеву принадлежит мысль о том, что «инто­нация — прямой проводник человеческих чувств». Как же нужно организовать про­цесс восприятия и осознания музыки деть­ми уже в начальной школе на личностно- ориентированном уровне?

Накопление интонационного музыкаль­ного словаря, составляющего багаж музы­кального опыта ребенка, должно прежде всего ориентироваться на узнавание произ­ведений «золотого фонда» классической музыки (музыкальные знания) и исполни­тельский опыт детей (различные формы му­зицирования — пение, игра на простейших музыкальных инструментах, ритмические движения и пластическое интонирование, импровизации и др.).

В начальной школе важно заложить фундамент представлений детей о сходстве и различии музыкальной и речевой интона­ций, их выразительных и изобразительных возможностях. На этом этапе определенную роль может сыграть знакомство детей с нот­ной графикой как средством фиксации му­зыкальной речи.

Интонационный словарь («тезаурус») формируется в процессе непосредственного включения ребенка в музыкальную деятель­ность. Уже на первоначальном этапе обуче­ния необходимо предоставить каждому уче­нику возможность погрузиться в мир ком­позитора, исполнителя, слушателя. Интона­ционный словарь, на наш взгляд, может включать в себя слуховой опыт различения интонаций разного типа; опыт «слежения» за музыкальным развитием (интонация — тема — образ); умение «переносить» слухо­вые впечатления в незнакомую ситуацию (осознанность); выявление жизненных «корней» интонации.

В-пятых, принцип триединства музы­кальной деятельности, деятельности ком­позитора, исполнителя, слушателя ориен­тирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах об­щения с музыкой. Важно, чтобы в созна­нии детей восприятие и исполнение музы­кальных произведений было связано с представлением о том, кто и как ее сочи­нил, кто и как исполнил. Учитывая возра­стные особенности младших школьников, в процесс освоения закономерностей му­зыкального искусства (интонационная природа музыки, жанры, музыкальный язык, особенности развития и формообра­зования и др.) включаются активные фор­мы познания музыки в виде увлекатель­ных ролевых игр («если бы я был компози­тором», «дирижируем музыкой», «сочини песенку», «разыграй песню» и др.).

В-шестых, сохраняя основополагаю­щий стержень концепции Кабалевского — интонационно-образный и жанровый под­ход к развитию музыкальной культуры уча­щихся, авторы УМК в содержании музы­кального образования вычленили катего­рию «стиль» как один из компонентов на­чального этапа музыкального обучения. Стиль в УМК осваивается как межхудоже­ственная категория, так как музыка в учеб­никах и тетрадях «окружается» другими ви­дами искусств. Стиль музыки рассматрива­ется в нескольких планах: исторический (эпохальный), национальный, индивиду­альный (композиторский).

Развитию чувства стиля у младших школьников способствует постоянное воз­вращение к одним и тем же произведениям «золотого фонда» мировой классики на разных этапах обучения. Повторение одно­го и того же произведения с новыми зада­чами, в разных учебных темах программы создает предпосылки для закрепления в сознании ребенка неповторимых черт творческого почерка того или иного компо­зитора, которые впоследствии складыва­ются в понятие «стиль».

В-седьмых, принцип «тождества и контраста», который реализуется в про­цессе выявления интонационных, жанро­вых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Сопоставление различных явлений музыкальной культуры, выявление их сходства и различия позволяет не только эффективно формировать фундамент му­зыкальной культуры младших школьников, но и развивать их культуру восприятия жизни, осознания многообразных жизнен­ных впечатлений.

Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №3.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *