Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №3.

Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №2.

Г.П. СЕРГЕЕВА,
канд. пед. наук, доцент,
руководитель Центра эстетического образования Московского института развития образовательных систем (МИРОС)

Остановимся на краткой характеристи­ке учебников «Музыка» для начальной школы.

Учебник-тетрадь для I класса имеет два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Му­зыка и ты». Их содержание вводит ребен­ка в разнообразный мир музыки через об­щение с образами природы, быта, детских игр, школьных дел, народных праздников, посещение музыкального театра, цирка и т.п. Своеобразным «домовым» школьной книжки о музыке становится образ-сим­вол — Муза. То она поет малышу колы­бельную, то грустит с ним под звуки осен­него дождя, то танцует на празднике ново­годней елки, то весело скачет на цирковой лошадке.

Учебники II, III, IV классов имеют по семь разделов. Не четыре, не восемь, а семь! Это вызвано желанием авторов УМК «увести» учителя музыки от при­вычного деления учебного материала на четыре учебных четверти и предложить педагогу-музыканту вариативно использо­вать их содержание в учебном процессе. Название разделов учебников поможет чи­тателям убедиться в многоплановости ху­дожественно-педагогических идей, поло­женных в их основу: 1. «Россия — Родина моя»; 2. «День, полный событий»; 3. «О России петь, что стремиться в храм»;

Рекомендуем другие статьи:
  1. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»;
  2. «В музыкальном театре»; 6. «В концерт­ном зале»; 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

В разделе «Россия — Родина моя» уча­щиеся знакомятся с музыкой русских ком­позиторов о родной природе («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, романсы М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, сим­фонии П. Чайковского и др.), о защитни­ках Отечества (канты Петровского време­ни, фрагменты кантаты «Александр Нев­ский» С. Прокофьева, оперы «Иван Суса­нин» М. Глинки» и др.), поют песни о род­ной земле.

В разделе «День, полный событий» про­исходит знакомство школьников с детскими образами («Детский альбом» П. Чайковско­го», «В детской» М. Мусоргского, «Детская музыка» и «Болтунья» С. Прокофьева и др.). «Музыкальность» стихов А.С. Пушки­на позволяет учащимся «прожить» день вместе с поэтом — посетить Михайловское, святогорскую ярмарку и Святогорский мо­настырь, имение Тригорское.

Раздел «О России петь, что стремиться в храм» решает задачу бережного прикосно­вения детей к сокровищам духовной музы­ки (не только русской, но и западноевропей­ской!), знакомит их с русскими святыми — Сергием Радонежским, Александром Нев­ским, князем Владимиром и княгиней Оль­гой, Ильей Муромцем, дает возможность узнать о «музыкальном оформлении» пра­здников русской Православной церкви — Рождество Христово, Вербное воскресенье, Пасха, Троица.

Фольклорный раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» раскрывает перед детьми многообразный мир народных песен, былин, преданий, народных праздников — маслени­цы, встречи весны и др. Здесь ребятам пред­лагается «разыгрывать» народные песни, уз­навать голоса народных инструментов, уча­ствовать в исполнении народных наигрышей.

Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №4.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *