Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №5.

Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №4.

Г.П. СЕРГЕЕВА,
канд. пед. наук, доцент,
руководитель Центра эстетического образования Московского института развития образовательных систем (МИРОС)

Рубрика «Звучащие картины», которая часто встречается на страницах учебни­ков, дает возможность индивидуализиро­вать восприятие живописи учащимися, «озвучивать» своими музыкальными впе­чатлениями те или иные полотна живопи­си. Так, например, музыкальный образ князя Александра Невского складывается путем знакомства учащихся с фрагмента­ми из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Зрительные образы учебников таковы: «Александр Невский» П. Корина (центральная часть триптиха), «Князь Александр Невский» М. Нестерова, икона «Святой благоверный князь Александр Невский».

Именно окружение музыки широкими ассоциативно-образными связями позволя­ет планомерно осуществлять работу по раз­витию чувства стиля в музыке.

Для того чтобы большой объем художе­ственной информации был размещен на страницах учебников и рабочих тетрадей, структурной единицей учебников и рабочих тетрадей становится разворот.

Понятийный аппарат УМК складыва­ется из специальных терминов, отражаю­щих особенности музыкального искусства, но появлению термина (без его словесной расшифровки) предшествует накопление слухового опыта. По мнению академика Б.В. Асафьева, «к терминологии (самой не­обходимой) следует подходить с таким рас­четом, чтобы термин обобщал то, что уже всем стало ясно из предшествующих на­блюдений над материалом и бесед. Никогда термин не должен… предшествовать явле­ниям, которые он определяет, но которые еще не известны».[1]

Развитие музыкальной культуры школь­ников не мыслится без разнообразной пали­тры их музыкально-практической деятель­ности. В УМК для начальной школы прово­дится мысль, что учебная деятельность должна опираться на игру как способ позна­ния ребенком окружающего его мира. По­этому с первых моментов организации вос­приятия музыки в начальной школе детям предлагается своего рода «ролевая игра» — слушать музыку как в настоящем концерт­ном зале.

Развитие процессов восприятия музыки младшими школьниками нацелено на ре­шение трех взаимосвязанных задач. Пер­вая — развитие эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку. Вторая — воспитание осознанного отно­шения к музыкальным произведениям, по­знание музыкального языка. Третья — формирование личностно-ценностного от­ношения к разнообразным явлениям музы­кального искусства и их индивидуальная оценка. Размышления о музыке на первых порах приобретает форму диалога (учи­тель — ученики), к моменту окончания на­чальной школы все более развитой стано­вится монологическая речь учащихся. Свои впечатления о музыке дети фиксиру­ют в рабочих тетрадях.


[1]Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе / В кн.: Асафьев Б.В. Из­бранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Редакция и вступ. статья Е.М. Орловой. — Л., 1973. С. 59.

Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №6.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *