Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №6.

Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №5.

Г.П. СЕРГЕЕВА,
канд. пед. наук, доцент,
руководитель Центра эстетического образования Московского института развития образовательных систем (МИРОС)

Пение на уроках музыки должно вклю­чать в себя разнообразные варианты сочета­ния хорового, ансамблевого, сольного зву­чаний. Составление разного рода вокально- хоровых композиций, а также «разыгрыва­ние», инсценировка песенного материала не только разнообразит приемы работы над развитием вокально-хоровых навыков и умений, а прежде всего формирует устойчи­вый интерес к музыкальным занятиям.

На страницах учебников и рабочих тет­радей предлагаются различные формы пластического интонирования музыки (свободное дирижирование, создание пла­стических этюдов, «рисование» движени­ем руки мелодических линий и др.), ис­пользование музыкально-ритмических движений (передача характера того или иного образа, элементы танцевальных дви­жений, маршировка и пр.), инструменталь­ное музицирование.

В УМК значительно расширена функ­ция первых детских опытов импровиза­ций — речевых, вокальных, ритмичес­ких, пластических, инструментальных, ху­дожественных (рисунок под впечатлением музыки). Именно они помогают школьни­кам на практике прочувствовать и осо­знать триединство составляющих музы­кальной деятельности: композитора, ис­полнителя, слушателя.

Виды музыкальной деятельности (сочи­нение, исполнение, слушание) позволяют реализовать принципы развивающего обу­чения (Д.Б. Эльконин — В.В. Давыдов). Так, постижение одного и того же музы­кального сочинения может быть облечено в различные формы общения ребенка с музы­кой, что дает возможность стимулировать его общее и музыкальное развитие.

Многочисленные исследования в облас­ти педагогических технологий обучения и воспитания доказывают сегодня тот факт, что существует множество трактовок поня­тия «педагогическая технология». Но мне­ния большинства ученых сходятся в том, что педагогическая технология должна включать в себя такую деятельность педа­гога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необ­ходимый результат этой деятельности име­ет прогнозируемый характер.[1]

Сам факт провозглашения в области му­зыкальной педагогики вариативного подхо­да к определению содержания и методов массового музыкального образования и вос­питания повлек за собой активный поиск новых образовательных технологий. Появ­ление на уроке музыки учебников и рабо­чих тетрадей для учащихся вызвало измене­ние деятельности педагога-музыканта, в ко­торой ведущую функцию стали выполнять способы, методы и приемы обучения, адек­ватные природе музыкального искусства.


[1] Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989; Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989; Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные тех­нологии. — М., 2001.

Предмет «Музыка» в модели «Школа России». Часть №7.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *