Психофизиологические особенности ребенка, который поступает в школу

Хронологические рамки младшего школьного возраста составляют период жизни ребенка с 6-7 до 10-11 лет. Эти границы могут изменяться в зависимости от системы обучения, принятой в обществе. Так, в Великобритании и в Израиле школьное обучение начинается с 5 лет, с этого же момента отсчитывается младший школьный возраст. В тех случаях, когда ребенок вследствие различных причин лишен школьного обучения, его развитие происходит иначе, чем у ровесников, посещающих школу. Одновременно особенности развития современных школьников обусловлены состоянием системы школьного образования, при изменении которого меняются и показатели развития.

Поступление в школу подготовлено как над уровнем развития психики и личности ребенка, так и созреванием его организма. Растет рост и вес тела ребенка, вместе с его умственной работоспособностью. Происходит интенсивное развитие нервной системы, его возможности значительно расширяются, увеличивается вес лобных отделов головного мозга, что создает возможности для осуществления произвольного поведения, планирования, выполнения и контроля программы действий. Растет сила торможения и уравновешенность процессов высшей нервной деятельности. Вместе с тем, процессы возбуждения еще превалируют над процессами торможения, поэтому ребенок остается достаточно непоседливым и несдержанным, хотя в значительно меньшей степени, чем дошкольник. Организм 6-летнего ребенка отмечается хорошо развитыми сердцем и сосудами, позволяет ему выдерживать те нагрузки, которые предусмотрены школьной программой. В свою очередь, школьная программа ориентирована на психофизиологические возможности ребенка этого возраста. Так, в ней предусмотрена меньшая продолжительность урока — 35 мин., значительное содержание подвижных упражнений, игровых ситуаций и т.п..

Социальная ситуация психического развития младшего школьника отмечается системой требований и ожиданий взрослых относительно интеграции ребенка в школьной среде. Во взаимоотношениях меняется позиция, как ребенка, так и взрослых, прежде всего, родителей. Взрослые ожидают от ребенка большей самостоятельности, ответственности, выносливости. Значительно возрастает объем обязанностей ребенка. С другой стороны, младший школьник, осознает социальную значимость своего обучения в школе, считая его необходимым этапом подготовки к взрослой жизни. Авторитетной лицом среди окружающих становится учитель.

Ребенок, хорошо подготовлен к школе, быстро адаптируется к условиям учебного заведения, т.е. выполняет требования учителя, режим школы, интересуется содержанием учебных предметов, устанавливает отношения с ровесниками, находится в позитивном настроении.

Для младшего школьника ведущей деятельностью выступает обучающая, которая у дошкольника еще не была сформированной. С начала школьного обучения у ученика активно формируется полная структура учебной деятельности, от которой зависит дальнейший успех ребенка в овладении основами наук, а затем и в профессиональном обучении.

Таким образом, учитель в своей работе над развитием личности младшего школьника ориентируется на формирование у него учебной деятельности, в процессе выполнения которой у ученика развиваются основные новообразования психики и личности.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *