Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе (Часть №1)

Е.Е. МОРОЗОВА,
кандидат биологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения
Педагогического института Саратовского государственного университета

Современное состояние экологического образования и воспитания общества поз­воляет выявить явное противоречие меж­ду позитивными установками и реальным уровнем экологической воспитанности личности. В связи с этим в педагогике и методике начального образования идет ак­тивное переосмысление накопленного опыта по данной проблеме и осуществля­ется поиск новых подходов для реализа­ции конечной цели экологического образо­вания — становления экологической культуры личности.

В настоящее время экологическая куль­тура рассматривается как система духовных ценностей, этических императивов, эконо­мических механизмов, правовых норм, ко­торая формирует у общества потребности и способы их реализации, не создающие уг­розу жизни на Земле.

В качестве основных, структурных компонентов экологической культуры на­зываются:

— экологическая образованность или система экологических знаний (естест­венно-научных, ценностно-нормативных, практических);

— экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств;

— культура экологически оправданно­го поведения, природоохранительная дея­тельность.

Рекомендуем другие статьи:

Становление экологической культуры личности находится в прямой зависимости от развития экологического образования и воспитания на всех уровнях обучения, в том числе его начального звена. В последнее время становится все более ясным необхо­димость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование экологичес­кого мировоззрения и мышления. Формиро­вание экологического мышления в совре­менном понимании предполагает становле­ние экологической картины мира. Мы вос­принимаем мир, как его регистрируют на­ши глаза и уши. Затем все ощущения от ор­ганов чувств обрабатываются, оценивают­ся, фильтруются нашим мозгом и направля­ются на создание целостного восприятия — единой картины мира. Сначала в юном воз­расте в построении картины мира преобла­дают элементы мироощущения и мировос­приятия, потом приходят эмпирические знания и опыт повседневной жизни, затем появляются теоретические знания, состав­ляющие основу мировоззрения и практиче­ской деятельности человека. Различия в чертах, относящихся к индивидуальности людей, не могут не влиять на особенности картины мира каждого человека. Но именно благодаря становлению экологической кар­тины мира возникают идеи ответственнос­ти человека за мир, в который он включен как его неотъемлемая часть, а также проис­ходит осознание возможности реализовать свои потенции только в системе позитив­ных отношений с другими элементами еди­ной системы.

Однако вопрос о том, какие именно ценности и в какой мере должны трансли­роваться в учебно-воспитательном про­цессе, до сих пор не имеет решения. Что­бы выявить содержательное наполнение картины мира у разных людей и назвать причины несоответствия экологической картине мира, необходимо привлечение большого числа психолого-педагогичес­ких исследований, отражающих все аспек­ты этой проблемы.

Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе (Часть №2)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *