Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе (Часть №2)

Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе (Часть №1)

Е.Е. МОРОЗОВА,
кандидат биологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения
Педагогического института Саратовского государственного университета

Во многих психолого-педагогических исследованиях отмечено, что основной чер­той познавательной деятельности ребенка является эгоцентризм. В младенчестве ре­бенок отождествляет себя с миром: «Я — мир»; дошкольник выделяет себя: «Я и мир»; младший школьник осознает способ­ность освоения мира: «Я могу познать мир»; подросток осознает способность воз­действовать на мир: «Я могу изменить мир»; в юношеском возрасте формируется позиция взрослого: «Я могу познать мир, я могу изменить мир, я ответственен за него».

Формирование отмеченной позиции про­изойдет в том случае, если вопросами эко­логического образования заниматься целе­направленно с детского возраста, поскольку возрастание потребности младших школь­ников в общении с живой природой, повы­шение интереса к познанию ее законов спо­собствует восприятию установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы. Усвое­ние данных установок и мотивов позволит формировать убеждение в необходимости сбережения природы и своего здоровья. Данные убеждения найдут свое выражение в потребности детей реально участвовать в деятельности по изучению и охране при­родного окружения. Следовательно, успех в экологическом образовании дошкольников и младших школьников во многом будет за­висеть от того, в какой мере побуждается интерес и формируется внимание к объек­там природы, развивается стремление глуб­же познать окружающий мир и совершенст­воваться во всех видах экологической дея­тельности. Важно, чтобы контакты обучае­мого с окружающим миром совершались не в связи с требованием будничного Я, а были нацелены на глубокое проникновение в пла­сты экологической культуры, эмоционально подкреплялись, мощно мотивировались и выливались в реальную экологическую дея­тельность.

Рекомендуем другие статьи:

Это требует, как отмечают многие авто­ры, решения ряда сложных задач. В первую очередь, формирование понятий о многооб­разии объектов природы и их значимости в природном окружении; эстетическое вос­приятие окружающей среды; формирование позитивных отношений с объектами окру­жающего мира; понимание того, что суще­ствовать можно только в том случае, если установить позитивные отношения с други­ми субъектами природы. Важно, чтобы на этом этапе школьники не только осмыслили содержание курса природоведения, но и оп­ределили личностное отношение к изучае­мым объектам, соотнесли их ценность со своими потребностями и интересами, стремлениями и убеждениями. В дальней­шем идет формирование более глубоких по­нятий о взаимосвязях в природе и знаний об экосистемной организации природы, систе­мы интеллектуальных и практических уме­ний по изучению, оценке и улучшению со­стояния окружающей среды, своей местно­сти, здоровья населения, развиваются спо­собности к целевому, причинному и вероят­ностному анализу экологической проблемы и стремление распространять экологичес­кие знания и участвовать в практических делах по охране окружающей среды.

Теоретические положения, вырабатывае­мые новой методологией, активно развива­ют процесс коренной перестройки традици­онного курса природоведения: переосмыс­ляются цель, задачи и подходы к обучению, усложняется система природоведческих по­нятий, расширяются вопросы экологичес­кой и природоохранной тематики, совер­шенствуются формы и методы обучения, от­рабатываются технологии включения науч­ных знаний в практическую деятельность.

В настоящее время в практике препода­вания природоведения стали использовать­ся новые учебные программы, во многих из которых изменяются подходы к методичес­кой систематизации учебного материала (по биологическим и географическим поняти­ям, с позиций единства природной и соци­альной среды, с позиций экологического воспитания и образования). Новые экспери­ментальные программы можно условно разделить на интегрированные, где просле­живается более тесная связь между позна­нием природы и социальной жизнью чело­века, и специализированные программы, где более глубоко изучаются вопросы орга­низации природного окружения. Становит­ся очевидным, что рамки современного на­чального естествознания выходят за преде­лы наук о природе.

Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе (Часть №3)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *