Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе (Часть №3)

Психолого-педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе (Часть №2)

Е.Е. МОРОЗОВА,
кандидат биологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения
Педагогического института Саратовского государственного университета

С введением новых программ при изуче­нии дисциплин естественно-научного цик­ла становится обязательным изучение во­просов экологической тематики и включе­ние экологических знаний в практическую деятельность. Здесь важно заложить осно­вы экологической культуры и научиться со­относить природные законы с социокуль­турными.

В практике методики преподавания на­чального естествознания стали активно ис­пользоваться новые и совершенствоваться традиционные формы преподавания. Уроки естествознания призваны способствовать формированию первоначальных представ­лений и понятий о научной картине мира, обеспечивать интеллектуальное развитие и духовное воспитание детей. Главной целью урока становится не передача знаний, а при­общение младших школьников к культуре и систематической творческой деятельности. Это требует от учителя специальной мето­дической подготовки, определенного педа­гогического мастерства и, что особенно важно, овладения методикой формирования природоведческих понятий и представле­ний. Методика формирования природовед­ческих понятий и представлений занимает прочные позиции в естествознании с мо­мента становления, но ее потенциал в оте­чественной школе, а именно в разработке методики урока, в полной мере не реализо­ван. Совершенствование уроков природове­дения в соответствии с методикой формиро­вания природоведческих понятий и пред­ставлений даст желаемый синтез формиро­вания теоретических и чувственных обра­зов в единой системе мировоззрения.

Содержание учебного материала курса природоведения и использование эффек­тивных форм преподавания во многом ме­няет характер познавательной деятельнос­ти учащихся. В новых естественно-науч­ных курсах большее внимание уделяется таким методам обучения, как моделирова­ние, мысленный эксперимент, природо­ведческий практикум, работа по экологи­ческим проектам. Определенный интерес представляет введение в курс рабочих тет­радей, предлагающих разнообразные ви­ды заданий, направленных на воспроизве­дение, повторение и закрепление основ­ных понятий курса. Вместе с тем в совре­менных курсах природоведения до сих пор отсутствует хорошо проработанная система контроля знаний, умений и навы­ков, что не позволяет в полной мере реали­зовать новые концептуальные идеи естест­венно-научного образования.

Рекомендуем другие статьи:

Долгое время в методике естествознания отсутствовала преемственность в содержа­нии естественно-научных курсов начальной и средней школы. Сложившаяся в средней школе система естественно-научных зна­ний и последовательное ее развитие в стар­ших классах объективно требует создания опоры на некоторые физико-химические, биологические и географические представ­ления, предваряющие более глубокое изуче­ние естественных наук. Теперь логическим продолжением природоведения будут слу­жить новые учебные курсы для V класса школы: «Природа и человек», «Введение в естественные науки», «Основы естество­знания» и др., формирующие первоначаль­ные понятия о разнообразных природных явлениях. Данные курсы обобщают и систе­матизируют учебный материал начальной школы и служат базой для изучения этих явлений в курсе специальных дисциплин. Наиболее важный компонент здесь — нали­чие экологической составляющей, ставшей стержневой его идеей. С точки зрения мето­дологии предстоит еще так перестроить программы по естественным дисциплинам, чтобы физические, химические, географи­ческие, биологические, математические знания способствовали бы пониманию спе­цифики биологических систем и вооружали школьников необходимой философской ос­новой для понимания того, что вся структу­ра и эволюция мироздания отвечают явле­ниям жизни.

Обоснование и развитие системы естест­венно-научного образования в начальной школе требует совершенства процесса обу­чения по организации естественно-научного образования и в педагогических вузах. В на­стоящее время во многих высших учебных заведениях и заведениях среднего профиль­ного уровня расширяются разнообразные направления естественно-научной деятель­ности, однако иногда продолжает сохранять­ся традиционное понимание естественно­научных дисциплин как основ соответству­ющей научной дисциплины, что выделяет их из контекста культуры. Появление в обра­зовательном стандарте высших учебных за­ведений курса «Концепции современного естествознания» и его дальнейшее методо­логическое совершенствование позволит усилить междисциплинарную ориентацию разных предметов, повысить уровень гума­нитарной культуры и экологической грамот­ности, заложить теоретические и философ­ские основы научно-экспериментальной де­ятельности будущих учителей.

Изучение современной системы естест­венно-научного образования позволит в дальнейшем ответить на ряд вопросов: ка­кую модель организации обучения, воспи­тания и развития младших школьников не­обходимо создать, какие новые педагогиче­ские технологии, формы и методы обучения применять в работе, как учитывать возмож­ности и интересы школьника, как повышать мотивацию его образовательной деятельно­сти. С нашей точки зрения, лидирующее по­ложение в организации естественно-науч­ных курсов будут занимать программы и методические системы, в равной мере учи­тывающие следующие положения:

  • соответствие содержания современ­ным целям естественно-научного образо­вания;
  • последовательное развитие и полный охват всей системы социальных и естест­венно-научных понятий;
  • использование эффективных форм и методов обучения;
  • освещение вопросов экологической и природоохранной тематики;
  • включение экологических знаний в практическую деятельность;
  • обеспечение эффективной системы контроля знаний, умений и навыков.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *