В режиме реального времени

25 октября 2011 г. в очередной беседе on-line на сайте журнала «Начальная школа» на вопросы посетителей сайта отвечала доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, автор программ и учебников по технологии, входящих в УМК «Гармония»,

Наталья Михайловна Конышева.

Предлагаем читателям стенограмму разговора.

Какие изменения внесены в ваши программы и учебники по технологии в свете требований ФГОС? Будет ли организована консультация или переподготовка учителей к работе по новым вариантам учебников?

— Авторская программа по технологии (в составе УМК «Гармония») переработана в соответствии с требованиями ФГОС; в новом виде она представлена на сайте УМК «Гармония». Однако следует отметить, что наиболее заметная переработка коснулась главным образом внешнего вида программы, ее структуры, поскольку в новом стандарте отражены совершенно определенные требования относительно этого вопроса.

Что касается концептуальных идей программы и курса в целом, то, к нашему удовлетворению, для них радикальной переработки в соответствии с ФГОС не потребовалось. Как и в прежней редакции, в программе обозначено, что основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности. Таким образом, эта цель в полной мере соответствует ориентации нового стандарта преимущественно на метапредметные и личностные результаты образования (на основе изучения предметного содержания).

Содержание учебников частично переструктурировано, но в целом оно осталось прежним. Обновлены рабочие тетради на печатной основе и методические рекомендации для учителя в соответствии с изменениями в структуре учебников. Методической поддержке педагога мы уделяем особое внимание, но фактически самый необходимый методический аппарат вы можете найти уже на страницах учебников: это и текстовый материал по каждой теме, вопросы, творческие задания, наглядность и пр.

По нашему мнению, радикальной «переподготовки» учителей не требуется. Однако если у вас будет необходимость проконсультироваться, возникнут вопросы, их всегда можно задать на сайте УМК «Гармония» непосредственно автору. С удовольствием отвечу и предложу соответствующие рекомендации.

Есть ли в вашем комплекте по технологии учебные пособия или другие материалы для организации внеклассной работы с детьми? Для них эти занятия очень интересны, а времени, выделяемого на уроки, мало, чтобы удовлетворить этот интерес.

— Отдельно изданных пособий по внеклассной работе пока нет, но такие материалы готовятся. Тем не менее содержание наших учебников и дополняющих их тетрадей на печатной основе позволяет учителю организовать с учащимися и дополнительную работу по интересам во внеурочное время. Дело в том, что новый образовательный стандарт ориентирует на вариативное и разноуровневое освоение предметного содержания по каждому учебному предмету.

С целью обеспечения такого вариативного подхода в учебники по технологии для каждого класса включены разные варианты заданий по одним и тем же темам. А рабочие тетради еще более расширяют этот диапазон. Учитель для уроков может делать выбор (в том числе обеспечивая дифференциацию уровней работы), а те задания, которые не были рассмотрены на уроке, изделия, которые не были изготовлены, дети обычно с большим желанием изготавливают в свободное время (даже если никаких дополнительных внеурочных занятий по данному направлению не проводится). Одно из важных преимуществ такой внеурочной работы заключается в том, что она непосредственно связана с основной проблематикой данного учебного курса, т.е. это не просто изготовление дополнительных поделок, а более глубокое освоение предметного и метапредметного содержания, предусмотренного программой.

В новом образовательном стандарте много внимания уделяется контролю и оценке качества образования. Как это учтено в вашей программе? Нужны ли контрольные задания по технологии и есть ли они в вашем комплекте?

— Вопрос о контроле и оценке качества образования уже сегодня требует особого обсуждения. На мой взгляд, в том, как его пытаются организовать, есть много тревожащих обстоятельств. Я не хотела бы, чтобы на плечи учителя и учеников просто легли дополнительные контрольные работы.

Это не будет способствовать повышению качества образования и его результативности. Тем более это касается уроков, на которых дети фактически всякий раз демонстрируют достигнутые результаты образования в материализованном виде; а именно таковыми являются уроки технологии.

Продукты творческой деятельности — изделия — можно анализировать и с психологической, и с педагогической, и социальной точки зрения. Причем не только непосредственно после урока, но и спустя какое угодно время. Поэтому основная оценка может производиться на основании индивидуального портфолио (подборка выполненных заданий, художественно-конструкторских задач, эскизов и пр., предусмотренных содержанием курса). В дополнение к этому в новом издании учебника IV класса имеется специальный небольшой раздел «Проверь себя», в который включены интегрированные задания, позволяющие выявить образовательные результаты. Их характер соответствует идеологии нового ФГОС. Речь идет о способности свободного, творческого, самостоятельного использования полученных знаний и умений в решении новых практических задач. Именно такие умения и позволяют проверить предлагаемые нами задания.

Существуют ли специальные программы, методическая литература по дошкольной подготовке детей к «трудовому обучению» в школе, которая обеспечивает преемственность с вашим курсом?

— У нас есть программа предшкольного образования «Ступеньки детства» и комплект учебно-методической литературы для детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающий ее реализацию. Комплект разработан при непосредственном участии авторов УМК «Гармония» с целью обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования. В данный комплект входит и учебно-дидактический материал по художественно-конструкторской деятельности (разработанный мною) плюс методические рекомендации к нему.

Однако его функция не сводится к подготовке детей к «трудовому обучению» в школе и тем более не является подготовкой к освоению именно моей программы; она гораздо шире. Фактически этот материал предназначен для общего психофизиологического развития детей, их познавательных психических функций, приемов умственной деятельности и эмоциональной сферы — до уровня, необходимого для успешного обучения в школе. Предметно-практическая деятельность, в которую непосредственно включены познавательные задачи, делает достижение этих серьезных целей более комфортным для ребенка, способствуя повышению у него учебной мотивации в целом.

Что вы считаете наиболее актуальным для подготовки ребенка к школе?

— Самое важное — сохранить здоровье ребенка. Возможно, это покажется просто банальной фразой, однако в действительности большинство современных систем подготовки к школе способны нанести серьезный вред именно состоянию здоровья детей; причем не только физическому, но и психическому. Речь идет об опасности переутомления (из-за перегрузок, большого объема вербальной информации) и связанной с этим повышенной невротизации дошкольников. Соответственно такая «подготовка» заметно снижает учебную мотивацию и во многом просто блокирует дальнейшую познавательную деятельность в школе.

Конечно, у ребенка, поступающего в школу, должна быть сформирована определенная интеллектуально-познавательная готовность, но не в виде суммы «опережающих» знаний, а в виде развития основных психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приемов умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация и пр. Плюс к этому социально-личностные качества, предполагающие умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность. Все это лучше всего развивается именно в продуктивной творческой деятельности, включающей наблюдения и живое познание.

Надо ли, по вашему мнению, учить ребенка-дошкольника конкретным учебным навыкам или стоит делать акцент на его общее развитие?

— Предыдущий вопрос уже частично позволил ответить и на этот вопрос. Вообще все, что связано с дошкольным возрастом, в современной российской образовательной системе к настоящему времени приобрело своеобразный вид, и много есть тревожных тенденций. Для обсуждения этой проблемы хорошо бы организовать специальный форум, так как многие вопросы трудно осветить в общих чертах.

Даже понятие «общее развитие», я думаю, не у всех ученых и практиков однозначно понимается и оценивается. Многие наблюдения подтверждают, что кто-то это понимает, как обширную, подчас «недетскую» осведомленность в различных областях знаний, что, конечно, неверно и совершенно не требуется дошкольнику для настоящего развития.

К учебным навыкам, как известно, относятся навыки чтения, письма, графические, вычислительные навыки и др. Без выработки учебных навыков невозможно изучение ни одного предмета в школе. Но формирование этих навыков всё-таки задача школьного периода обучения. А вот необходимая психофизиологическая подготовка к успешному освоению этих навыков должна быть обеспечена в дошкольный период. Речь идет, например, о развитии тонкой моторики, координации действий и движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыка красивого, чистого письма. Вообще следует уделить повышенное внимание развитию двигательных навыков в дошкольном возрасте (ходьба, бег, другие спортивные навыки): в структуре движений различные навыки имеют очень много общего. Особое внимание — сенсорным навыкам, связанным с восприятием предметов и явлений окружающего мира, они станут надежной базой для успешного освоения школьной программы по любому предмету. И разумеется, культурно-социальные навыки (поведения, гигиены и пр.).

Можно ли подготовить ребенка к школе в семье (без ДОУ)? Если «да», то какие рекомендации вы можете дать по такой подготовке.

— Думаю, что можно подготовить ребенка к школе и в семье. Другое дело, что тут есть свои опасности, которые обусловлены отчасти отсутствием у родителей специального педагогического образования, отчасти тем, что индивидуальная работа часто может «подталкивать» к интенсификации занятий с ребенком — со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Известно, что в семье очень часто родители (или бабушки-дедушки) больше всего озабочены ранним развитием именно школьных навыков, преимущественно чтения, письма, вычисления и т.п. О том, что это подчас не имеет никакого отношения к реальному развитию, уже много сказано и написано. К тому же и способы работы часто оставляют желать лучшего, а в школе такого «обученного» ребенка зачастую приходится переучивать. Но в семейном воспитании, конечно, много и плюсов. В первую очередь это эмоционально более благополучная обстановка, отсутствие невротизирующих режимных моментов и пр. Поэтому, наверное, будет более разумным в семье обеспечить общее развитие ребенка (о характере которого уже сказано в предыдущем ответе), а на ступени так называемого предшкольного возраста очень желательно посещать, скажем, группу кратковременного пребывания, занимающуюся именно подготовкой к школе. Кстати, подобный подход характерен для многих цивилизованных стран мира.

Можно ли использовать материалы программы «Ступеньки детства» для подготовки детей к школе в домашних условиях?

— Наша программа «Ступеньки детства» разработана преподавателями кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета.

Учебные пособия для детей и педагогов по этой программе подготовлены на основе не только научных теорий, но и многолетней проверки на практике. В 2000 г. мы создали при кафедре детский психолого-педагогический центр, в котором сами проводили занятия с детьми и проверяли эффективность всех материалов. Основной целью было теоретическое и практическое обоснование возможности полноценной подготовки детей к школе и при этом исключение нежелательных перегрузок, сохранение здоровья. Все материалы создавались первоначально для групп кратковременного пребывания детей в центре (и предполагалась возможность их использования в домашних условиях). В дальнейшем программа и все материалы прошли широкую опытную проверку в самых разных образовательных учреждениях РФ. В программе даны разные варианты планирования — для различных условий работы.

Комплект включает в себя пособия по подготовке к чтению и письму (О.И. Бадулина), математическому развитию (Н.Б. Истомина), художественно-конструкторской деятельности (Н.М. Конышева), знакомству с окружающим миром на основе чтения и анализа сказок (О.Т. Поглазова) и валеологическому образованию (М.В. Зверева), а также методические рекомендации по всем направлениям работы. Программа «Ступеньки детства» и комплект учебно-методических материалов по подготовке к школе издается издательством «Ассоциация XXI век», в котором изданы и все материалы УМК «Гармония».

Похожие статьи:

  • Польза и вред раздельного обучения Ведя речь о раздельном обучении, сразу на ум приходит история России, где существовали женские и мужские гимназии, где были институты благородных девушек и корпуса для кадетов. В настоящее […]
  • Гигиенические требования к организации учебного процесса В учебном процессе важно не только адаптированная возрасту учеников образовательная программа, но и соблюдение определенных гигиенических требований. К таким требованиям относится не […]
  • Сколько стоит отправить ребёнка в школу. С 1-го сентября прошло уже достаточно много времени, но мы все-таки решили обратиться к этой теме – «Во сколько обошлось собрать ребенка в первый класс?». Одежда и обувь. Начнем с […]
  • Прогулка зимой. Воспитание на прогулке. Наблюдения за живой природой. 1. Наблюдения за растениями. Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью. Закреплять в памяти детей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить дерево […]
  • Этикет в воспитании ребенка Этикет (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — это правила и нормы, отражающие представления о должном поведении человека в обществе. Правила этикета могут отличаться, так, к примеру, […]
  • Изучение английского языка в начальной школе. В настоящее время уже нет строгой программы, по которой должны изучать английский язык дети в начальной школе. А ведь далеко не все методики одинаковы и понятны маленьким детям. Каким-то […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *