Волевая готовность ребенка выполнять требования школы

Деятельность детей 6-7 лет не всегда сохраняет целенаправленный характер. Так, дети проявляют высокую настойчивость, терпение и изобретательность в достижении привлекательных для них целей, а если цель тяжелая, непонятная, то дети легко теряют ее, переключаются на что-то другое. Лишь с развитием понимания обязательности учебных ситуаций, фактор непосредственного интереса теряет свое значение, хотя и сохраняет мотивирующую силу.

Очень важна для данного возраста доступность цели, которая порождает у ребенка субъективную вероятность успеха, веру в собственные силы и стимулирует настойчивость, сосредоточенность. При этом ребенок должен сохранять представление о цели, а значит, интервал между началом и завершением задачи должен быть небольшим. Когда взрослым определено не только конечную цель, но и промежуточные цели, четко раскрываются последовательность действий, то дети не просто преуспевают в практической деятельности, но и легче усваивают способы действий.

Формированию произвольности процессов восприятия, памяти способствуют игры типа «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», в которых дети согласовывают игровые действия с определенным сигналом.

Внимательности, острой наблюдательности, собранности требуют дидактические игры типа «Что изменилось?», «Кого не стало», словесные игры, например, «Запретное слово», настольные лото, домино, парные картинки. Очень нравятся детям подвижные игры, построенные по принципу «делай точно так же».

Об уровне развития сознательной организации ребенком своей деятельности говорит процесс выполнения различных задач по образцу (аппликация, лепка). Низкая целеустремленность восприятия, недостаточная внимательность проявляются в качестве исполнения, приводят к нарушению соотношений элементов по форме, величине, цвету, размещением в пространстве.

Важный фактор волевого развития дошкольников — формирование мотивов, связанных с взаимоотношениями ребенка с взрослыми и сверстниками. Характерной чертой дошкольников является то, что затормаживать непосредственные свои желания, подчинять мотивы в зависимости от их общественной ценности, детей побуждает авторитет взрослого, любовь к нему. Доверие к взрослому заставляет ребенка отказывать себе в том, что может вызвать недовольство близкого человека.

В процессе взаимоотношений детей-ровесников воспитываются их волевые качества: желание сделать что-то полезное, приятное другому, формируется способность жертвовать личными желаниями ради интересов других людей, стремиться к общему делу.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *