Знакомство с будущими первоклассниками и их родителями

С. В. ПОПОВА,

школа № 3 г. Заречный Свердловской области

Как и многие мои коллеги-учителя, убедилась в пользе знакомства со своими будущими подопечными — учениками и их семьями еще до прихода ребят в школу. До недавнего времени это мне удавалось сделать частично, лишь с некоторыми выпускниками детских садов. Новый учебный год надеюсь начать с очередным своим первым классом.

Сейчас многое в окружающей нас действительности тревожит и удручает, но без оптимистического подхода к будущей работе нельзя, по-моему, рассчитывать на успех. Социологи утверждают, что негатив из производственной, общественной сферы взрослые часто переносят в личную, семейную жизнь. А ведь, как известно, хорошего ребенка могут воспитать счастливые родители. Учитель, входящий в жизнь семьи с началом обучения ребенка в школе, не в силах коренным образом изменить ситуацию, но повлиять на нее он обязан.

Своим будущим сотрудникам-родителям я говорю: «Входя в вашу жизнь, я надеюсь стать не худшей ее частью. Работая вместе, мы поможем ребятам взрослеть, становиться современными образованными людьми».

Как только определится списочный состав первого класса, провожу собрание родителей. В конце собрания предлагаю поближе познакомиться со взрослыми членами семей, а главное — с ребятами. Намечаем план визитов, составляем их расписание с учетом удобного для родителей времени. Длятся такие посещения около полутора часов, поэтому планируем их не более трех в день.

После собрания родители сообщают о предстоящем визите учителя детям, и работа начинается. С моей стороны это составление плана будущей беседы, подбор литературы, иллюстраций к сказкам. Малыши тоже по-своему готовятся: кто рисует открытку в подарок, кто лепит, кто собирает портфель, чтобы при встрече продемонстрировать свою готовность к школьной жизни.

В этом году удалось разработать и опробовать оптимальную, по-моему мнению, программу визита. Имея четко определенную основу, она реализуется в вариациях, в зависимости от особенностей семьи, ребенка. В одном случае начало было деловым, серьезным, работа — настоящим сотрудничеством учителя и ученика. В другом уместным оказывался старт в виде игры, и вся встреча перестраивалась в этом ключе. Должна заметить, что при удачном выборе варианта работы, тона беседы видишь, как «рождается» первоклассник, как он с удовольствием включается в нашу общую деятельность, которая продлится три года.

Итак, подробнее о плане визита. Он включает в себя как работу с родителями, так и с ребятами, осуществляется же в зависимости от пожеланий взрослых членов семьи. Все большее количество детей сейчас имеет реальные или мнимые проблемы, которые беспокоят взрослых, особенно перед поступлением ребенка в школу. Обсуждаем их без малыша. Помог нам тест «Готов ли ребенок к школе?», помещенный в книге С. К. Нартовой-Бочавер и Е. А. Мукортовой «Скоро в школу!» (ТОО «Глобус», 1995). При ответах на вопросы теста родители задавали интересующие их вопросы, делились тревогами, опасениями, радовались достижениям. Особенно ценна информация об особенностях и привычках ребенка, о взаимоотношениях членов семьи, о путях преодоления трудностей в воспитании, обучении, общении. Используя собственный педагогический опыт, записи, сделанные после визита, удается избежать многих трудностей школьной адаптации первоклассников, предупредить срывы даже у проблемных ребят.

Рекомендуем другие статьи:

Но все же чаще всего беседа начиналась в общем круге: учитель-ребенок-родитель. Пока взрослый член семьи отвечал на вопросы теста, будущий ученик знакомился с «Букварем» и прописями. Мои наблюдения за ходом этого знакомства дают много информации о малышах. Кто-то из них прерывает нашу беседу с родителями вопросами, высказывается по поводу увиденного; кто-то молча листает, внимательно и с удовольствием рассматривает книги, а кто-то отодвинул их, едва приоткрыв. Все это — черточки к портрету моего подопечного, помогающие мне подобрать затем «ключик» именно к этому ребенку.

Затем внимание переключается на главного героя встречи. Предлагаю малышу четыре одинаковых конверта, из которых надо выбрать один. Трудно малышу, но ведь в конвертах живут герои сказки, и хочется открыть и встретиться с ними! Это иллюстрации из традиционного «Букваря» к сказкам «Репка», «Лиса и Журавль», «Курочка-ряба», «Волк и Лиса». Картинки с иллюстрациями к сказкам перепутались в конверте. Обращаюсь к ребенку: «Помоги навести в сказке порядок, расскажи ее нам с мамой». Предложение принимается и начинается работа. Малыш достает картинки, рассматривает их и, в силу индивидуальности, рассказывает сказку или, задумавшись, ждет помощи от взрослых. Часто досказываем сказку вместе, увлекаясь и стараясь вспомнить детали. В результате — радость от успеха у ребенка, а у меня — новые впечатления о нем и заметки в блокноте.

«Как ты думаешь, твой глаз — алмаз?» — удивляю, озадачиваю малыша снова. А на деле — это начало выполнения входной контрольной работы для первого класса по математике (см. пособие В. Н. Рудницкой «Контрольные работы в начальной школе в 1-3 классах». — М.: Дрофа, 1996). Так выявляется исходный уровень математических представлений у будущего первоклассника.

После этой серьезной работы — игра. Знакомлю родителей и ребенка с особыми, дидактическими играми из пособий «Скоро в школу», «Математика для малышей» (СПб.: Герион, 1995). Даю рекомендации по применению их в целях развития памяти, внимания, мышления. Часто играю с детьми сама, чтобы заинтересовать, увлечь их. Надеюсь, что оставшиеся до начала занятий месяцы не пройдут для родителей и ребят зря.

После таких встреч трудно расстаться сразу. Пьем чай, беседуем, знакомимся с остальными членами семьи, все больше открываемся друг другу. И снова наблюдения: один ребенок гостеприимен, без устали угощает сладостями, что стоят на столе; другой рассказывает стихи или поет; третий несет игрушки или спешит познакомить учительницу с любимой собакой, которая все время визита томилась в соседней комнате. Это ли не залог успеха нашего будущего общения в классе?

Надеюсь встретить ребят первого сентября уже в качестве доброй знакомой. На прощание вручаю своему приятелю (а дети верят в дружбу сразу и безоговорочно) открытку с надписью: «Жду тебя первого сентября в первом классе школы № 3. Светлана Васильевна».

Вот и завершилось мое знакомство с семьей. Мы представились друг другу и теперь будем ждать продолжения общения. Мой блокнот вскоре пополнится новыми записями, планы будущей работы обретут определенность с учетом особенностей складывающегося ученического коллектива. А мой портфель уже «растолстел» от врученных ребятами рисунков, сувениров и любимых мелочей — учительнице на память! Впереди — не просто лето, но и работа — моя и ребят во имя успеха в предстоящей школьной жизни.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *