Критерии педагогического наблюдения за учащимися 1-4 классов, посещающих ГПД

Цель педагогического наблюдения: выявить уровень разви­тия культуры ребенка в общении с окружающими людьми в учеб­ной и вне учебной деятельности, для организации с ним воспита­тельного взаимодействия.

Оцениваются следующие качества детей:

  1. Навыки самообслуживания.
  2. Навыки общения со взрослыми.
  3. Умение уступать другому.
  4. Умение извиниться.
  5. Доброжелательность.
  6. Умение оказать помощь.
  7. Умение играть.
  8. Ответственность.
  9. Публичные выступления.
  10. Участие во внеклассных мероприятиях.
  11. Активность в общественных делах.
  12. Творческое развитие.
  13. Навыки самоконтроля.

Каждое качество оценивается по баллам от 1 до 9 и распределя­ется по 3 уровням:

I  уровень (низкий) (1-3 балла) — для проявления качества необ­ходим внешний контроль со стороны взрослого;

II    уровень (средний) (4-7 баллов) — требуется внешний кон­троль в некоторых случаях;

III  высокий (7-9 баллов) — умение сформировано.

Критерии педагогического наблюдения за учащимися 1-4 классов, посещающих ГПД

Критерии оценки каждого качества:

1. Навыки самообслуживания: аккуратно содержит свою одежду, соблюдает порядок на рабочем месте, моет руки перед едой, следит за чистотой рук, лица, соблюдает правила поведения за обеденным столом, убирает за собой игрушки и т. д.

2.Навыки общения со взрослыми: принимает правила обще­ния, умеет обратиться ко взрослому, выполняет просьбы и требо­вания взрослого.

3. Умение уступать другому: может принять чужое условие, договориться, не обижается и не капризничает, не выходит из игры из-за того, что не приняли его условий, умеет прощать, после изви­нения другого либо принимает его в игру, общается, либо соблю­дает нейтралитет в общении.

4. Умение извиниться: умеет оценить свой поступок и при­знать свою неправоту, если случайно обидит или причинит непри­ятность, обязательно извинится.

5. Доброжелательность: избегает отрицательных оценок при выполнении совместных заданий, избегает насмешек, не обзывается.

6. Умение оказывать помощь. Отзывчив, предлагает свою помощь, может посочувствовать, поддержать, заступается за дру­гого, защищает его.

7. Умение играть: умеет включаться в игру, предложить свою, подчиняется правилам игры, может их устанавливать сам, контро­лировать их выполнение; умеет вести себя в неопределенной игро­вой ситуации.

8. Ответственность: исполнителен, задания выполняет в соот­ветствии с требованиями; держит слово; осознает последствия сво­их действий как с помощью воспитателя, так и сам.

9. Публичные выступления: умеет обратиться к публике, привлечь ее внимание; внешний вид, манеры поведения соответст­вуют ситуации.

10.Участие во внеклассных мероприятиях: знает свою роль как участника команды, театрализованного действия, выполняет возложенные на него функции; участвует в проведении мероприя­тия, при необходимости участвует в уборке, может и сам предло­жить идеи для мероприятия или участвовать в его разработке.

При этом:

1-3 балла — необходима помощь воспитателя во всем;
4—6 баллов — совместная деятельность детей с воспитателем;
7-9 баллов — самостоятельная деятельность детей (воспитатель выступает в роли консультанта).

Активность в общественных делах:

1-3 балла — необходима постоянная поддержка со стороны вос­питателя;
4-6 баллов — необходима частичная поддержка воспитателя;
7-9 баллов — не нуждается во внешней поддержке, инициати­вен, сразу откликается на предложение участвовать в каком-либо общественном деле.

12.  Творческое развитие:

1-3 балла — выполняет творческие работы в пределах программы;
4-6 баллов — имеются собственные творческие работы (худо­жественные, конструкторские, литературные и т. п.);
7-9 баллов — систематически занимается в творческих круж­ках, студиях, имеет персональные выставки своих работ.

13. Навыки самоконтроля: умеет организовать режим труда и отдыха, знает, как оказать себе помощь при усталости, волнении; может помочь другому справиться со своим состоянием; сдержан­но ведет себя в случае неважного самочувствия.

По каждому ребенку воспитатель один раз в учебную четверть (триместр) определяет уровень развития указанных качеств. По полученному графику (изображенному разным цветом по четвер­тям (триместрам) воспитатель делает вывод об уровне развития данного качества, информирует учителя, родителей, после чего ставятся задачи педагогической работы с ребенком. Сравнение графиков дает представление о динамике развития ребенка и об эффективности воспитательной работы в ГПД.

В комплексе с «Листом обще учебных достижений» выстраи­ваются действенные меры по усилению эффективности учебно- воспитательной работы с каждым конкретным ребенком.
На отдельном бланке воспитатель фиксирует те нюансы в раз­витии ребенка, которые невозможно зафиксировать на графике, а также в особый график наблюдения заносятся и результаты наблю­дения за уровнем развития организационных навыков.

Факторы Факторы, способст­вующие успешному обучению и воспи­танию Факторы, препятст­вующие успешному обучению и воспи­танию
Уровень школьной мотивации
Внимание
Мышление
Общеучебные навыки
Организационные навыки
Взаимодействие со сверстни­ками
Взаимодействие со взрослыми

Листы общеучебных достижений в сочетании с выше указан­ной диагностикой в динамике за время обучения в начальной шко­ле дают ясную картину развития личности ребенка, что значитель­но облегчает его переход в основную школу, обеспечив преемст­венность перехода.

Автор-составитель В. В. Гордеева

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *