Организация тематических недель в группе продленного дня

Каждый новый набор детей в группу продленного дня несет с собой множество трудностей, для решения которых используешь все возможные способы. И лишний раз убеждаюсь: дети неодинаковы — что для одних является единственно верным, для других совершенно неприемлемо.

Так, новая группа поставила меня в тупик, из которого я и не надеялась выбраться. Отсутствие интереса у учащихся к любому начинанию казалось просто хроническим. Домашние задания делались наспех, лишь бы отвязаться, ни читать, ни заниматься чем-то отвлеченным детям не хотелось. Что делать?

Изменить это положение помогли сами дети. «Вы же не ставите нам оценки за хорошо выполненную домашнюю работу», — сказали они. А ведь они правы! За любую работу полагается вознаграждение. Но какое?

«Что бы вы хотели получить за хорошо выполненное задание, кроме оценки?»

Как вы думаете, что ответили дети? Во-первых, деньги; во-вторых, сладости. Задумалась над их ответом. А что, если на самом деле оценивать их усердие подобным способом? Поскольку это новое решение, оно не приелось и, значит, работа будет проходить с азартом, так как несет в себе форму игры-соревнования. Но раздавать «конфеты» самой не дело, пусть детей будет награждать какой-нибудь герой, к примеру, Сладкоежка. Так пришла идея проводить тематические недели.

Цели организации и проведения тематической недели следующие:

  • повышение качества выполнения домашних заданий, улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом;
  • нацеливание детей на результативную работу;
  • активизация познавательной деятельности учащихся.

Герой недели (кроме первой) выбирается (предлагается) учащимися. Именно ему предстоит награждение и порицание детей. Темы всех мероприятий так или иначе будут соответствовать кругу общения (обитания) выбранного героя.

Контроль успеваемости и поведения осуществляется через выдачу условно-призовых очков-сувениров. За результативное выполнение домашнего задания дети награждаются символическим призом (соответственно оценке). Неудовлетворительная оценка, естественно, ничем не награждается, а за плохое поведение ученик штрафуется (на один символический приз, который соответствует высшей оценке, из тех, что есть у данного ученика).

Каждый приз подразумевает определенное количество баллов, суммируя которые будут подводиться результаты недели. Аналогично письменной работе оценивается и устный ответ (чтение) ученика, его поведение. Победитель награждается героем недели. Данная система применялась мною лишь в I и II классах.

С первого же дня я предложила детям распределить пять дней учебной недели, а после обсуждения вот что вышло.

Каждый день недели включал один из предметов, который был особенно дорог детям и который они готовы были делать с удовольствием. Но один день был «Днем сюрпризов». В этот день я могла предложить что угодно, не согласуя это с детьми, тем самым преподнося им сюрприз.

Тематическая сетка работы на неделю с учетом возрастных изменений ребенка, расширением его кругозора, круга общения выглядела так:

Организация тематических недель в группе продленного дня

Все запланированные в I-II классах мероприятия подразумевают присутствие третьего лица — Веселого человечка. Он появляется на каждом занятии как связующее звено между воспитанником и воспитателем.

В III классе плановая сетка на неделю имеет форму вопросника. Работа строится на основе проблемного обучения с использованием эвристического метода, где задается вопрос, ответ на который находят сами дети путем решения проблемных ситуаций и т.п. Цель достигается с помощью игровых упражнений и практических ситуаций.

В IV классе предложено пять фраз — пять девизов, которые воздействуют на сознание, поведение, чувства, волю ребенка в соответствии с интересами личности.

Система награждений выглядела так:

Организация тематических недель в группе продленного дня

Возможно, кому-то покажется, что игра не стоит свеч. Но вспомним, что у каждого начального класса есть вожатые — ученики стар¬ших классов. Их-то и можно призвать на помощь. В III и IV классах система награждения упрощается, так как награждаются лишь отличные результаты (работы, сделанные на «5»), а вместо призов-сувениров используются сигнальные закладки. Сигнальная закладка — это полоса белой бумаги (4,5 х 20 см) с аппликацией, которая вкладывается в рабочую тетрадь или дневник (рис. 2).

Организация тематических недель в группе продленного дня

Сигнальные закладки вкладываются в тетрадь ученика или под обложку тетради (при письменной работе), в дневник (за поведение). В случае нарушения дисциплины ученик возвращает сигнальную закладку, которая находилась в дневнике (штрафуется). Если последующие письменные работы оцениваются «хорошо» или «удовлетворительно», то возврату подлежит сигнальная закладка из данной тетради. В любой из дней тематической недели ученик может вернуть себе закладку при условии отлично выполненного домашнего задания и отсутствия нарушений в поведении. Итогом тематической недели является подсчет сигнальных закладок и награждение ученика, заслужившего наибольшее количество закладок.

А теперь о наших героях и о том, как осуществлялась связь между ними и планом работы на неделю (табл. 3).

Организация тематических недель в группе продленного дня

Помимо клубных часов тематика недели позволяет варьировать на каждом этапе плана работы на день.

Во время приема детей происходит еженедельное (по понедельникам) знакомство с героем недели. Ежедневно на этом этапе оговаривается план работы детей и группы в целом на день. По пятницам вносятся предложения на кандидатуру героя следующей недели и сувениров, которыми будут награждаться ученики. Именно на этом этапе в начале каждой недели подводятся итоги прошедшей недели, награждаются победители.

На этапе «Подготовка к обеду» происходит повторение правил поведения в столовой и во время еды. Например, во время недели «Зайчика-огородника» ребята помогают Зайчику вырастить чудо-цветок. За каждый верный ответ на вопрос на стебельке вырастают лепестки.

Организация тематических недель в группе продленного дня

Вопросы: Как называют ученика, который помогает воспитателю в столовой? Назовите функции ложки. Без чего обед не будет сытным? Для чего нужно мыть руки? И т.п.

Подобрать игры и эстафеты для прогулки и спортивного часа, которые были бы связаны с героем недели, не всегда удается, но можно разучить с детьми считалку (к примеру, для недели «Зайчика-огородника»):

Раз, два, три, четыре, пять —
Вышел зайка погулять.
Что нам делать, как нам быть?
Надо заиньку ловить!
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.

По крохам собирали материал, который заносился в тетрадь под заголовком «Час игр». Свои считалки, игры, эстафеты приносили дети, и все это заносилось в нашу спортивную копилку. Так что при необходимости можно было что-то отыскать на ту или иную тему.

Во время прогулок беседовали о том животном, которое «гостило» на этой неделе. Дети подкрепляли беседу стихами, историями, которые они отыскивали вместе с родителями.

На самоподготовке я использую временные эталоны, которые имеют определенный цвет в зависимости от предмета. Так, дети знают, что фигурки красного цвета — математика, синего — русский язык, желтого — устные предметы (см. рис. 4).

Организация тематических недель в группе продленного дня

Допустим, что во время недели «Сладкоежки» я вывешиваю на доске рисунки-пряники (каждый пряник — 5 минут) и предлагаю детям накормить Сладкоежку. Пряники помогают нам контролировать время, которое мы тратим на выполнение домашнего задания. Проходят 5 минут — один пряник убираю, еще 5 минут — снимаю еще один пряник. Дети, глядя на доску, следят, сколько времени осталось и кому нужно подтянуться, чтобы уложиться вовремя. А пряники, что снимаю, складываю возле Сладкоежки. И так на протяжении всей недели.

На неделе «Зайчика-огородника» мы собираем урожай овощей: математика — помидоры, русский язык — баклажаны, чтение — морковь.

На неделе «Курочки Рябы» собираем цветные зерна, а на неделе «Елочки» — украшаем елочку шарами.

Непременным атрибутом самоподготовки является физкультурная минутка, которая помогает снять напряжение с уставших мышц рук, спины и поднять настроение детей.

Результатом проведения тематических недель стала повышенная работоспособность детей, а выполнение домашнего задания на «три» сошло на нет. Посещаемость группы продленного дня возросла, а инициатива детей стала более яркой.

Надеюсь, что кому-либо из моих коллег пригодятся мои наработки, а кто-то пойдет дальше и придумает свои формы работы.

Ю. В. ШИРШОВА,

воспитатель группы продленного дня Бековской средней школы № 1 Пензенской области

Похожие статьи:

Один комментарий к “Организация тематических недель в группе продленного дня”

  1. Что касается арифметики, то тут стоит начинать с освоения науки без калькулятора, иначе могут привыкнуть)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *