Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД

Занятие 2

Тема: ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Цель: ознакомить родителей с конкретными типами воспита­ния, определить возможные причины отклонения в семейном воспи­тании, нормализовать стиль родительского отношения к детям.

Ход занятия

1. Теоретическая часть.

Уважаемые родители, неправильные типы воспитания в семье мо­гут привести к серьезным проблемам в ваших отношениях с детьми.

Предлагаемые схемы типов воспитания помогут вам предпо­ложить, по которому вы воспитываете своих детей.

Любовь

Приятие

Гиперопека Чрезвычайная требовательность Отвержение
Эмоциональная теплота Холодность

Нейтральность

Устойчивое отношение Пренебрежительное отношение
  1. Любовь к ребенку.
  2. Устойчивое отношение.
  3. Гиперопека.
  4. Чрезмерная требовательность.
  5. Безразличие, пренебрежение.
  6. Жестокое обращение.

Психологи определили следующие типы неадекватного пове­дения родителей:

1. Гипопротекция скрытая
потворствующая
2. Гипопротекция потворствующая
доминирующая

3. Повышенная моральная ответственность.

4. Эмоциональное отвержение.

5. Жестокое обращение.

6. Воспитание в культе болезни.

7. Противоречивое воспитание.

Давайте ознакомимся поближе с этими типами поведения ро­дителей.

Потворствующая гипопротекция — ребенок предоставлен са­мому себе, отсутствует контроль со стороны родителей, которые больше заняты собой. Это часто приводит к отклоняющемуся по­ведению.

Скрытая гипопротекция — за ребенком осуществляется толь­ко формальный контроль, а на самом деле ребенком мало интере­суются.

Семейная демократия, доведенная до абсурда, никогда не при­носит ребенку пользы. Самостоятельность и свобода — необходи­мые, но не основные условия воспитания, абсолютная свобода рав­няется одиночеству.

Потворствующая гиперпротекция — ребенок — центр внима­ния семьи, стремящейся к максимальному удовлетворению его по­требностей. Этот ребенок — «сокровище» бабушек, дедушек, мамы, папы, и он очень быстро это понимает, ему невыгодно противиться этому, ведь за него все всё делают. В результате происходит тор­можение развития такого важного для человека качества, как целе­устремленность, западает усвоение нравственных норм.

Доминирующая гиперпротекпия — ребенок лишен самостоя­тельности, перед ним ставятся многочисленные «нельзя», что раз­рушает самостоятельность, инициативу, не формирует чувство долга.

Повышенная моральная ответственность — сочетание высо­ких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потреб­ностям. Ребенок может расти как помощник матери, на которого она оставляет младших детей, и т. п. Тем самым делается установка на самопожертвование, отказ от собственной значимости. В итоге формируется так называемая тревожно-мнительная акцентуация личности.

Эмоциональное отвержение — это воспитание по типу «Зо­лушки» (нежеланный ребенок, например, пасынок и т. п.).

В основе лежит неосознанное (а может, и осознанное) отожде­ствление родителями ребенка с какими-то отрицательными момен­тами в собственной жизни. Такое воспитание ведет к формирова­нию у детей невротических расстройств.

Жестокое обращение с детьми проявляется в виде избиения, лишения удовольствия, неудовлетворение их потребностей. На первый план выходит эмоциональное отвержение.

Воспитание в культе болезни — фиксирование внимания на любом недомогании, родители сами формируют образ «больного», проявляют особую заботу, что формирует эгоцентризм, завышен­ный уровень притязаний, убежденность: «Меня больше любят то­гда, когда я болею».

Противоречивый тип воспитания — резкая смена приемов: от очень строгих к либеральным и наоборот, от чрезмерного внима­ния к эмоциональному отвержению, что формирует упрямство, тревожность, неустойчивую самооценку.

Безусловно, причины негармоничного воспитания самые раз­ные: определенные обстоятельства в жизни семьи — неурядицы, разводы и т. д., но нередко этому виной и личностные особенности родителей.

2. Практическая часть. Упражнение «Мои сильные стороны».

Участники делятся на пары, рассказывают друг другу о своих проблемах во взаимоотношениях с ребенком. При необходимости психолог предлагает ситуацию из реальной жизни, участники ищут в поведении родителя сильные стороны. После смены ролей проис­ходит обсуждение в кругу, и уже сам родитель рассказывает о том, какие сильные стороны он проявил в той или иной ситуации.

3.  Итог.

Уважаемые родители, что именно для вас было полезным в се­годняшнем занятии?

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *