Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД

Занятие 3

Тема: КАК РАЗВИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В НАШИХ ДЕТЯХ?

Цель: дать понятие «внутренней мотивации», представление о чувстве ответственности, возможности его развития у детей, раз­личия между послушанием и ответственностью.

Ход занятия

1. Теоретическая часть.

Ответственность — это особое свойство, которое не дается че­ловеку от рождения, а развивается с годами. Уважаемые родители, некоторым это удается легко, другим наоборот, трудно, приходится прикладывать усилия. Очень часто мы путаем послушание и ответ­ственность, а это не одно и то же. При послушании от ребенка про­сто требуется выполнение порученного. Быть ответственным — значит самостоятельно принимать решение и осознавать необхо­димость действия. Детей нужно учить и тому и другому, но пони­мая, что бездумное послушание столь же опасно, как и безоглядная зависимость.

Процесс воспитания ответственности можно разделить на три уровня:

1-й уровень. Ребенок в качестве помощника. Впервые при­нимаясь за дело, дети часто понимают это по-своему, поэтому не­обходимо, чтобы родитель и ребенок четко обсудили поставлен­ную задачу, ребенку должна быть оказана моральная поддержка, а лучше всего выполнять работу вместе: накрыть на стол, убрать в квартире и т. п.

2- й уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле. Дети могут забыть о своих обязанностях, им нужно напомнить, что настала их очередь что-то сделать.

3- й уровень. Выполняет задание самостоятельно. Ребенок не только выполняет всю работу, но и не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень и есть цель наших усилий.

Какие же условия влияют на развитие чувства ответственности?

Прежде всего — это самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке, те дети, ко­торые верят, что они способные, ответственные, легко справляются с какой-то задачей.

Разумные ограничения дают детям чувство защищенности, по­зволяют правильно вести себя в любом обществе, развивают спо­собности к самодисциплине.

Дети учатся ответственности постепенно, на протяжении мно­гих лет. Предоставляя им возможность проявить самостоятель­ность, развить свои способности, учитывайте условия развития ребенка, его возраст и опыт.

Уважаемые родители, нужно принимать во внимание тот факт, что все дети разные; определите, что для вас наиболее важно, что подходит вашему ребенку. Для этого вы должны:

Рекомендуем другие статьи:
  • анализировать природу своих претензий, ведь подчас, сами не зная почему, родители постоянно недовольны своим ребенком;
  • учитывать возрастные особенности ребенка, так как в зави­симости от возраста меняются общие для всех жалобы на поведе­ние детей;
  • принимать в расчет особенности характера, основные черты которого закладываются в раннем детстве;
  • оценивайте опыт ребенка, даже если он неудачный, он может принести пользу.

2. Практическая часть.

Упражнение «Определение ответственности».

Уважаемые родители, определите, что лежит в основе предло­женных ситуаций — ответственность, повиновение или что-то другое.

Примеры ситуаций:

  1. Дочь быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть телевизор, пока этого не сделает.
  2. Мальчик любит читать. После возвращения из школы в по­недельник он сразу же приступает к выполнению домашнего зада­ния по чтению, хотя спрашивать его будут только в пятницу.
  3. Антон хочет попасть на соревнования по плаванию. Каждый день он ходит на тренировку в бассейн.
  4. Ваня обещал принести книгу своему другу, но забыл.

Возможные варианты ответов:

  1. Повиновение.
  2. Ответственность (мальчик мог бы читать любую другую книгу).
  3. Ответственность.
  4. Ни повиновение, ни ответственность.

Упражнение «Уровниответственности».

Задание. Определите уровни ответственности.

Примеры ситуаций:

  1. Дима выносит мусор, как только ему об этом напоминают.
  2. По субботам Витя пылесосит в квартире и только потом идет гулять на улицу.
  3. Оля убирает в ванной комнате без чьих-то просьб, но часто забывает что-либо сделать.
  4. Лена согласилась убирать в своей комнате, ей нужно посто­янно помогать, иначе она будет отвлекаться.

Возможные варианты ответов:

  1. Нуждается в контроле.
  2. Все делает самостоятельно.
  3. Нуждается в контроле.
  4. Нуждается в помощи.

3. Итог.

По окончании родителям вручается памятка «Об ответствен­ности».

Компоненты ответственности:

  1. Понимание задачи.
  2. Согласие с поставленной задачей.
  3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия.

Дети часто копируют поведение своих родителей.

Уровни ответственности:

1-й уровень. Ребенок в качестве помощника.

2-й уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле.

3-й уровень. Ребенок выполняет задание самостоятельно.

Условия, влияющие на развитие ответственности:

  1. Самоуважение.
  2. Разумные ограничения.
  3. Условия развития ребенка.
  4. Возрастные особенности.
  5. Особенности характера.
  6. Личный опыт ребенка.

Воспитание ответственного отношения к выполнению работ требует времени.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *